Китайские компании штурмуют мировой рынок бытовой электроники

0
293 views

Появился еще один китайский бренд, который всерьез претендует на звание глобального, – компания по производству бытовой техники Haier. Всего за несколько лет за счет дешевых государственных кредитов и агрессивной экспансии на новые рынки компания вырвалась в лидеры рынка “белой” техники, опередив таких ветеранов этого бизнеса, как Toshiba и General Electric. Однако, несмотря на дорогие офисы в крупнейших деловых центрах мира и миллиардные обороты, бизнес большинства китайских компаний (и Haier не исключение) остается поверхностным, плохо управляемым и непрозрачным, утверждают “Финансовые Известия”.

Компания Haier, производитель широкого спектра бытовой техники – от стиральных машин и бытовых холодильников до кондиционеров и мобильных телефонов, последние годы настойчиво работает над созданием глобального бизнеса. Сегодня это одна из немногих китайских компаний, работающих на зарубежных рынках под собственным оригинальным брендом. Большинство китайских компаний, не занятых в сырьевом секторе, производят на своих производственных мощностях продукцию под иностранными марками.

Haier располагает производственными объектами и дистрибьюторской сетью в сотне стран мира, а штаб-квартира американского представительства компании располагается в роскошном офисе на Манхэттене. Сама компания и ее президент – господин Руимин Чанг сегодня ходят в любимчиках западных СМИ. Недавно в американской прессе он был назван одним из 25 наиболее влиятельных бизнесменов в мире за пределами США. Far Eastern Economic Review и Financial Times одновременно признали Haier наиболее уважаемой китайской компанией.

Нацелившаяся сегодня на звание глобального уважаемого бренда, компания еще 20 лет назад была небольшим и очень убыточном предприятием по производству морозильников. В 1984 году контроль над ней приобрел бюрократ средней руки по фамилии Чанг. Новый владелец предприятия стал бороться за качество продукции и дисциплину на заводе, введя систему штрафов и поощрений. Все последующие годы компания бурно развивалась на дешевых госкредитах и расширялась за счет новых приобретений, став к 1991 году лидером отечественного рынка “белой” техники.

История Haier – наиболее характерный пример быстрого и успешного взлета на вершину мирового бизнеса практически из ниоткуда. В свое время большинство преуспевающих сегодня китайских компаний начинали свой бизнес с мелкой торговли. И практически все сегодняшние гиганты китайского бизнеса, по мнению экспертов Economist Intelligence Unit, остаются заложниками своего быстрого роста. Структура большинства из них остается непрозрачной, сохраняется сильное государственное участие в их бизнесе. Даже г-н Чанг затрудняется с ответом на вопрос о структуре собственников его компании. Новые китайские ТНК стремятся к присутствию исключительно на высокодоходных иностранных потребительских рынках, патологически игнорируя свой собственный. Поэтому, несмотря на быстрые темпы роста (обороты Haier растут на 20-70% в год), бизнес их остается “размазанным”, плохо управляемым и непрозрачным. Совсем не таким, каким он должен быть у компании мирового уровня, утверждают обозреватели.