МТС объявил финансовые результаты 2003 года

ОАО “Мобильные ТелеСистемы” (NYSE: MBT), крупнейший по количеству абонентов оператор сотовой связи в России, а также Восточной и Центральной Европе, объявил о результатах деятельности (основано на неаудированных консолидированных финансовых отчетах, подготовленных в соответствии с принципами, принятыми в США (US GAAP) за четвертый квартал и за 2003 год, завершившийся 31 декабря 2003 г.

Выручка в 2003 году достигла $2,55 млрд., что на 87,0% больше по сравнению с 2002 годом. Выручка в четвертом квартале достигла $771,7 млн., что на 88,5% больше по сравнению с аналогичным кварталом 2002 года и на 6,8% больше по сравнению с предыдущим кварталом. Чистая прибыль в 2003 году составила $517,2 млн., увеличившись на 86,6% по сравнению с тем же периодом 2002 года. Чистая прибыль в четвертом квартале составила $152,7 млн., что на 79,3% больше по сравнению с аналогичным кварталом 2002 года и на 1,9% меньше по сравнению с предыдущим кварталом.

Показатель OIBDA в 2003 году составил $1,34 млрд., что на 98,6% больше по сравнению с 2002 годом. Маржа OIBDA в 2003 году составила 52,6%. Показатель OIBDA в четвертом квартале составил $400,6 млн., что на 119,2% больше по сравнению с предыдущим годом и на 3,2% больше по сравнению с предыдущим кварталом. Маржа OIBDA в четвертом квартале 2003 года составила 51,9%.

По состоянию на 31 декабря 2003 года консолидированная абонентская база МТС составила около 16,72 млн. активных абонентов. В течение 2003 года абонентская база МТС выросла приблизительно на 10,08 млн. человек, из которых 7,71 млн. подключились к сети компании в России и на Украине, а 1,82 млн. абонентов были добавлены в результате приобретения УМС и 553 000 абонентов – в результате приобретения местных операторов сотовой связи. Кроме того, неконсолидированные компании МТС в России обслуживали 123 115 абонентов , и СООО “Мобильные ТелеСистемы”, оператор мобильной связи в Республике Беларусь, в котором МТС владеет 49,0% акций, обслуживал около 464 783 абонентов.

МТС владеет 50% акций компании “Примтелефон”, оператора сотовой связи на Дальнем Востоке и в Сибири, а также по 50% акций компаний “Волгоград Мобайл” и “Астрахань Мобайл”, операторов сотовой связи в Приволжском округе. МТС не консолидирует показатели этих компаний.

По состоянию на 28 марта 2004 года консолидированная абонентская база МТС составила 19,12 млн. абонентов, из которых 15,28 млн. проживают в России, а 3,84 млн. – на Украине. Кроме того, неконсолидированные компании МТС в России обслуживали 160 900 абонентов и СООО “Мобильные ТелеСистемы” обслуживало на эту дату 588 170 абонентов в Республике Беларусь. Значительный рост выручки МТС явился результатом устойчивого роста числа подключений, а также приобретением компании УМС на Украине и нескольких компаний сотовой связи в России.

Жесткий подход Компании к контролю над затратами позволил показателю маржи OIBDA достичь 52,6% в 2003 году, что несколько выше, чем 49,5% за аналогичный период прошлого года. Капитальные вложения в основные средства в четвертом квартале 2003 года составили $278,2 млн. (из которых $78,6 млн. было потрачено на Украине ). Таким образом, общий объем капитальных вложений за 2003 год составил $839,2 млн. (из которых $651,6 млн. было потрачено в России и $187,6 млн. на Украине). Кроме того, в 2003 году на приобретение нематериальных активов было направлено $44,9 млн. (из которых $37,3 млн. было потрачено на Украине, где МТС начала консолидировать УМС в финансовую отчетность с 1 марта 2003 года). Таким образом, на приобретение нематериальных активов за год было направлено $119,6 млн. (из которых $58,7 млн. было потрачено на Украине).

В 2003 году на приобретение операторов сотовой связи в России и консолидацию миноритарных долей в дочерних компаниях было потрачено $702,2 млн. (из которых $330,6 млн. на приобретение акций УМС на Украине (за вычетом векселя на сумму $27.5 млн. и $16.8 млн. денежными средствами), $156,0 млн. – на приобретение контрольных пакетов акций других операторов сотовой связи в России и $180,6 млн. – на приобретение дополнительных долей в дочерних компаниях МТС в России). Кроме того, МТС потратила $35,0 млн. на приобретение миноритарных долей в операторах сотовой связи в России.

Дополнительные инвестиции МТС в неконсолидированное дочернее предприятие в Республике Беларусь, СООО “Мобильные ТелеСистемы”, составили $6,9 млн. в четвертом квартале и $24,9 млн. за 2003 год, включая долю МТС в чистом убытке СООО “Мобильные ТелеСистемы” в размере $1,5 млн.

Общая задолженность МТС (общая задолженность состоит из текущей части долгосрочной задолженности, текущей части финансового лизинга и финансовых обязательств, долгосрочной задолженности и долгосрочных финансовых обязательств. Чистая задолженность является разностью между общей задолженностью и денежными средствами и эквивалентами и краткосрочными инвестициями) на конец года составила $1,66 млрд., а чистый долг составил $1,32 млрд. (Чистый долг вычисляется как разница между общим долгом и денежными средствами и краткосрочными инвестициями. См. в Приложении B определение сверки чистого долга.)

Операции МТС в России

По состоянию на 31 декабря 2003 года, МТС обслуживала в России 13,37 млн. активных абонентов, из которых 5,88 млн. подключились по препейдному тарифному плану ДЖИНС. По данным независимого агентства AC&M-Consulting, МТС сохранила свою долю на рынке в России в 2003 г., которая составляла 37%.

Выручка и чистая прибыль от деятельности компании в России в четвертом квартале 2003 года составили $630,5 млн. (исключая взаиморасчеты между компаниями в размере $1,3 млн.) и $129,7 млн., соответственно, по сравнению с $604,0 млн. (исключая взаиморасчеты между компаниями в размере $2,7 млн.) и $129,1 млн. в третьем квартале 2003 года.

Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU) в России уменьшилась в четвертом квартале 2003 года до $16,3 по сравнению с $18,8 в третьем квартале 2003 года. Средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU) в четвертом квартале 2003 года составил 140 минут по сравнению с 159 минутами в третьем квартале 2003 года. Падение объемов пользования сотовой связью в течение года может быть в основном отнесено на увеличение доли массовых абонентов в абонентской базе.

Благодаря низким затратам на привлечение массовых абонентов и растущей экономии на масштабе, затраты МТС на приобретение одного абонента (SAC) в России в четвертом квартале 2003 года составили $24, по сравнению с $23 в третьем квартале.

Как сообщалось ранее, в 2003 году коэффициент оттока абонентов составил 47,3%. Такой относительно высокий уровень оттока объясняется отсутствием контрактов со сроком действия, отсутствием цены за подключение, а также динамичностью российского сотового рынка, в условиях которого операторы постоянно вводят новые тарифы, побуждающие абонентов часто менять тарифные планы и операторов. В этом году МТС в общероссийском масштабе запускает программу лояльности абонентов, которая потенциально снизит уровень оттока.

Операции МТС на Украине

По состоянию на 31 декабря 2003 года МТС предоставляла услуги 3,35 млн. абонентов на Украине, из которых 79,4% абонентов были подключены по препейдным тарифным планам компании. По данным независимого издания “Украинские новости”, МТС лидирует на украинском рынке сотовой связи с долей в 51% (по состоянию на 31 декабря 2003 года).

Выручка от деятельности МТС на Украине в четвертом квартале 2003 года составила $142,5 млн., а чистая прибыль составила $23 млн., по сравнению с $121,1 млн. и $26,6 млн. в третьем квартале 2003 года. С 1 марта 2003 по 31 декабря 2003, выручка от деятельности МТС на Украине составила $394,0 млн., а чистая прибыль составила $67,4 млн. Средняя ежемесячная выручка от продажи услуг в расчете на одного абонента (ARPU) МТС на Украине за четвертый квартал 2003 года упала до $15,4 по сравнению с $17,8 в третьем квартале 2003 года.

Снижение ARPU в четвертом квартале 2003 по сравнению с предыдущим кварталом в значительной степени вызвано существенным увеличением числа абонентов в декабре 2003 года. Благодаря растущей доступности услуг и улучшению покрытия и качества сети, средний ежемесячный трафик на одного абонента (MOU) в четвертом квартале 2003 года составил 114 минут, по сравнению с 110 минутами в третьем квартале 2003 года.

Затраты МТС на приобретение одного абонента на Украине (SAC) в четвертом квартале 2003 года составили $26, и снизились по сравнению с $34 за третий квартал 2003 года.

Похожие тенденции, наблюдаются и в России, а снижение затрат МТС на приобретение одного абонента на Украине отражает более низкую стоимость приобретения абонентов на массовом рынке.

Комментируя итоги года, Президент ОАО “МТС” Василий Сидоров заявил: “2003 год, год 10-летнего юбилея МТС, стал для компании периодом замечательных достижений. Мы расширили географию нашей деятельности, значительно увеличили абонентскую базу и достигли впечатляющих финансовых результатов. Основной движущей силой бурного роста сотового рынка стало улучшение экономических условий и возросшая покупательная способность населения”.

Лидерами новых разработок в мобильной связи являются Huawei, Qualcomm и Oppo, а POCO отделился от Xiaomi и представил в Украине POCO M3 на Snapdragon 662.

Что делать, если пульт от телевизора не работает.

-->