Конференция «Интернет-магазины: стратегии роста» собрала свыше 300 участников

E-shopВ киевском Конгресс-холле «Космополитъ» состоялась третья практическая конференция по e-commerce — «Интернет-магазины: стратегии роста». Среди участников были более трех сотен руководителей и собственников Интернет-магазинов со всей Украины. Организатором конференции выступила компания «1С-Битрикс».

В рамках восьмичасового марафона украинские и зарубежные эксперты рынка электронной коммерции поделились своим опытом эффективной работы с Интернет-магазинами, способами привлечения и удержания клиентов, повышением лояльности и возврата клиентов в магазин.

«Это уже третья конференция, но ее концепция за эти годы не изменилась: фокус на кейсах и на трендах. Наше мероприятие — это фактически зеркало украинской электронной коммерции за последний год, которое показало основные тренды и перспективы ее развития, – отметил Дмитрий Суслов, директор украинского офиса «1С-Битрикс». – Мы рассказывали, как заработать деньги, а не потратить их, как без бюджета увеличить продажи».

В этом году конференция проходила в двух параллельных потоках: «Стратегии» и «Истории успеха», в рамках которых прошли несколько тематических мастер-классов и панельных дискуссий. В программе мероприятия рассматривались три ключевых этапа по взаимодействию с клиентами: до, во время и после покупки.

О том, какие инструменты и методы работают на каждом этапе, поведали участникам приглашенные спикеры – владельцы и ТОП-менеджеры Интернет-магазинов: Дмитрий Латанский (Repka.ua), Александр Шеметун (LoraShen), Елена Золина (SuperStroy&StroyArsenal), Кира Назаркова (MTI), Юлия Шилова (LeBoutique), Дмитрий Лисицкий (Allbiz), Никита Коваленко («Новая Линия»), Александр Заблоцкий («Эльдорадо»), Дарья Перекосова (GFK Украина) и другие.

Именно Дарья Перекосова выступила с обзором потребительского рынка e-commerce в Украине.

По самым последним исследованиям, наши соотечественники несколько охладели к Интернет-покупкам, потратив в 2014 году (с учетом продаж новых товаров) $1,6 млрд. Таким образом, в долларовом эквиваленте Интернет-бизнес «просел» на 20%, хотя в гривне и вырос почти на столько же (+19%). «Утешает» только то, что в оффлайне наблюдался форменный «обвал», как минимум, на 40%.

Лидерами рынка по-прежнему остаются продажи бытовой техники и электроники (БТиЭ) — $750 млн. (в 2013 г. — $1 млрд.). Ни тебе рекордная девальвация нацвалюты, ни заоблачное подорожание БТиЭне удержало украинцев от приобретения новинок электроники.

На втором месте по динамике спада — Интернет-продажа авиабилетов ($197 млн. на фоне $267 годом ранее). Не до путешествий сейчас, как говорится.

Зато Интернет-продажи одежды и обуви, «рухнувшие» в «реале» на 50-60% подупали «в разумных пределах» (со $150 млн. до $131 млн.). «Еще немного, еще чуть-чуть» и Интернет-продажи «задавят» традиционную торговлю в магазинах, где, как ни крути, цены, как минимум, на 20-30% дороже. Основная же тенденция торговли «вааще» — это вынужденный, массовый переход покупателей на более дешевые товары.

«Не кисло» чувствуют себя в Интернете продавцы автомобильных товаров вкупе с реализаторами косметики и парфюмерии. Автотоваров в году минувшем наши «водилы» закупили на $2 млн. больше, ибо в Сети шины, автокосметика и прочие автозапчасти стоят на 15-30% дешевле, чем в специализированных оффлайновых магазинах. На те же $2 млн. возросли продажи косметики и парфюмерии, достигнув $27 млн.

Тем не менее, прогрессирующий экономический кризис в стране не вселяет особого оптимизма. По предварительным прогнозам исследователей, в этом году рынок Интернет-торговли «просядет» еще на 45% в долларах (в гривне — вырастет на 25%) и составит $1,1 млрд. А чтобы вернуться на показатели 2013-го ($2,3 млрд.), рынку понадобится, как минимум, три года при условии стабилизации ситуации в Украине и роста благосостояния граждан.

Однако из 53% населения Украины, которые пользуются Интернетом, 17% уже совершали покупки/продажи через Сеть, и этот показатель будет только расти.

Интересно, что исследователи отмечают тенденцию роста заказов в Интернет-магазинах со смартфонов и планшетов. «Если ранее выбирали с мобильного, а покупали со стационарного компьютера или ноутбука, то сейчас все больше потребителей сразу заказывают с мобильных устройств. Мы связываем этот тренд с тем, что барьеры снижаются, появляется больше мобильных версий сайтов, заказывать с мобильного девайса становится также удобно, в том числе и благодаря увеличению диагонали экрана устройств», — комментирует Дарья Перекосова.

В Топ-10 наиболее посещаемых отечественных Интернет-магазинов, которую возглавляет с весьма ощутимым отрывом rozetka, входят также leboutique.com, mobilluck.com.ua, fotos.ua, lamoda.ua, citrus.ua, bookclub.ua, foxtrot.com.ua, eldorado.com,ua и bonprix.ua.

Потребительстал более рациональным: больше анализирует текущую ситуацию и тщательно, более длительно, делает свой выбор», — таков вывод Д.Перекосовой.

«Кризиса нет, — уверен Дмитрий Латанский, руководитель магазина Repka.UA, — есть новые экономические условия, для выживания в которых нужно меняться. Некоторые магазины начинают резать затраты. Мне такой путь кажется не совсем верным. Затраты нужно оптимизировать, особенно те, которые принесут прибыль в перспективе».

Сжато и доходчиво обрисовал ситуацию Дмитрий Суслов, директор украинского и белорусского офисов «1С-Битрикс», поделившись маркетинговыми приемами и «фишками» для привлечения и удержания покупателей. Так, весьма эффективны перекрестные продажи (Cross Sell), когда на странице продукта устанавливаются «привлекалки» типа «С этим товаром покупают», «Возможно Вам понравится и…», «Недавно просмотренные», «Лучший товар», «Похожие товары», «Популярное на сайте» и т. п. Или, например, до перехода к корзине или в момент оформления заказа используется «магнит сверху» (дополнительная скидка при повышении стоимости покупки). Скажем, в корзину покупателя положен товар на 1800 грн., но ему тут же сообщается, что при оформлении заказа на 2000 грн. «нарисуется» дополнительная скидка.

Эффективны и всевозможные программы лояльности (бонусы, подарочные карты, скидочные купоны), программа Up Sell (увеличение стоимости заказа предложением более дорогого товара из той же категории), продажа наборов (платье, сумочка, туфли), предложение бесплатной доставки при покупках от определенной суммы, а также «возврат денег» (скажем, при покупке на 2000 грн. на внутренний счет сразу же возвращается 500 грн. для следующей покупки в том же Интернет-магазине в течение определенного срока.