Предотвращая кибер-сквоттинг: как действовать с регистрацией домена

0
286 views
В 2006 году были осуществлены крупные сделки по покупке 100 доменов. Эксперты Daily Domainer выявили, что из них активно используются всего лишь 30. По остальным доменам получена следующая статистика: 18 только разработаны, 8 имеют перенаправления на ранее созданный сайт, 5 являются аффилированными сайтами, 6 разрабатываются в настоящее время, а 9 доменов вообще не работают. Большая же часть, а именно 54 сайта, показывают платные ссылки (реклама PPC – "pay per click").

Напомним, что самым дорогим в прошлом году стал адрес Diamond.com, который обошелся в 7,5 млн. долл. В настоящее время он используется по назначению. Второй по дороговизне – Vodka.com (3 млн. долл.) – перенаправляет пользователей на сайт водки "Русский стандарт". Третий по списку, проданный за 1,5 млн. долл. домен Cameras.com всего-навсего отображает платные ссылки. В списке ста самых дорогих доменов прошлого года самый дешевый стоил $70 тыс.

Зачем же компании покупают такие домены, и потом не используют их по назначению? "Ответ простой: владение таким доменом приносит владельцу больше денег и такие домены сами по себе растут в цене", – комментирует Павел Блоцкий, генеральный директор национального регистратора доменных имен Imena.ua.

Перепродажа доменов стала выгодной формой бизнеса. Киберсквоттинг (захват доменов популярных торговых марок, с последующей их перепродажей) активно развивался в конце 90-х, в разгар фондового роста инвестиций в доткомы. К 2000 году популярность Интернета в мире возросла настолько, что простых доменов уже не хватало. К тому же, с ростом влияния поисковых систем формирование доменов превратилось в согласование имени домена с деятельностью сайта или ключевыми словами, определяющими информацию сайта. Так сквоттинг постепенно превратился из "преступления" по захвату чужого бренда в простую спекулятивную сделку по продаже ранее зарегистрированных и популярных доменов.

Скептики считают, что сквоттинг-рынок ничтожно мал, и сегодня весьма мало шансов заработать на перепродаже доменов. Ведь 80% зарегистрированных доменов не используется вообще или сразу же выставляется на продажу. А среди тех доменов, которые реально продаются, меньше 1% имеют цену более 100 тысяч долларов. Это связано также с тем, что продаваемые ныне домены менее привлекательны, так как состоят из набора нескольких слов. Так, например, на крупнейшем Интернет-аукционе Sedo.com выставлены такие малоприглядные домены, как unrealdating.com, dlvista.com и даже loshijosdedonquijote.com.

Любомир Гайдамака, директор регистратора iName.ua говорит, что киберсквоттинг уже практически отошел в прошлое. Так, самые дорогие домены прошлого года – в основном не подпадают под это определение. Многие из них уже не раз переходили из рук в руки. По его словам, иногда известные и звучные домены продаются вследствие прекращения деятельности (банкротства) соответствующих онлайновых проектов. Бывают случаи, когда владелец домена приходит к выводу, что он может больше заработать, продав домен, чем продолжая использовать его для своего проекта. В данном случае можно
говорить скорее о продаже актива, чем кибер-сквоттинге.

"В обычном же кибер-сквоттинге прибыль составляет разницу между ценой регистрации домена и его продажей. Также прибыль может приносить реклама или продажа "кликов" владельцем домена. На наш взгляд кибер-сквоттинг едва ли можно назвать бизнесом, поскольку кибер-сквоттер не создает какой-либо продукт  или компанию, в которую можно инвестировать средства и которая приносит деньги и растет в цене", – отмечает Л.Гайдамака.

Конечно же и в Украине достаточно примеров кибер-сквоттинга, но их предпочитают не афишировать. Вот в этом, на наш взгляд, главное отличие данного механизма от продажи. Если имя просто выставляется на аукцион, это бизнес, как торговля, например, недвижимостью. Но если имя продается в тайне и стоимость сделки не афишируется и всячески скрывается, то это типичный пример кибер-сквоттинга.

Кстати, с подобной проблемой столкнулся в Украине Google. Когда он выходил на украинский рынок, имя в зоне .ua еще нельзя было регистрировать. А удачливый "предприниматель" успел зарегистрировать торговую марку в Украине раньше, чем американская компания. Представители Google пока весьма осторожно высказываются по поводу дальнейших действий. Так, Эмма Линакер, менеджер компании по корпоративным связям и отношениям с общественностью региона, сказала в интервью Onliner: "Конечно, компания Google намерена получить домен www.google.ua. Недопустимо, чтобы домен www.google.ua использовался для перехода на сайт знакомств. Мы оцениваем возможность получения прав на данное имя, но пока слишком рано предполагать, какие шаги мы предпримем в ближайшем будущем".

Украинские регистраторы продажей дорогих доменных имен практически не занимаются. Л.Гайдамака говорит, что бизнес регистратора состоит не в этом. "На наш взгляд, деятельность регистратора и перепродажа доменов несовместимы с этической точки зрения", – отметил Гайдамака.

Советы потребителям, как правильно зарегистрировать все варианты доменных имен, чтобы избежать захвата и необходимости покупки в будущем, дает Павел Блоцкий, генеральный директор национального регистратора доменных имен Imena.ua:

"Это зависит от того, какие планы у клиента. Если он собирается строить популярный проект, вкладывать значительные средства в его раскрутку, имеет смысл зарегистрировать одинаковые и даже просто похожие имена во  всех популярных доменных зонах. Это обойдется гораздо дешевле, чем борьба с кибер-сквоттерами в будущем. Например, на нашем сайте можно проверить возможность регистрации доменного имени одновременно в десятках самых распространенных доменных зон. Некоторые интернет-проекты также  пытаются предотвратить "тайп-сквоттинг" – заранее регистрируют доменные имена, совпадающие с распространенными ошибочными комбинациями при наборе на клавиатуре основного имени проекта".

Герман Богапов, HiTech.Expert