Третьего оператора не дано

Борьба GSM-операторов второго эшелона за реальное третье место на рынке пока что закончилась фиаско. Суммарно они завоевали меньше 5%

Инвестиционную и маркетинговую активность GSM-операторов второго эшелона, которую они проводили в течение прошлого года, сложно назвать безуспешной, впрочем, как и триумфальной. С одной стороны, «Астелит» (life:) и «Украинские радиосистемы» (Beeline) продемонстрировали впечатляющие темпы роста абонентской базы — 121,6 и 723,7% соответственно (по данным IKS-Consulting). С другой — доля рынка, полученная в результате такого рывка, остается более чем скромной. Обе компании суммарно занимают около 4–4,5% рынка (в денежном выражении). Итогом двухлетней активной борьбы (с момента выхода «Астелита») за место третьего оператора стало все то же лидерство «Киевстара» и UMC, которые по-прежнему делят более 90% всего рынка беспроводной телефонии. По мнению большинства экспертов, эта ситуация на рынке сохранится надолго, если не навсегда. Причины, обусловливающие такое положение дел, можно отнести к системообразующим.

ИЗНАЧАЛЬНЫЕ СЛОЖНОСТИ

Одним из ключевых моментов является распределение частот между GSM-операторами. Точной информации о том, каким образом они распределены, у общественности нет до сих пор. НКРС, которая выдает лицензии на пользование частотами, отмалчивается. Дефицит этого ресурса определяет будущую расстановку сил на рынке мобильной связи. Даже если предположить такую фантастическую перспективу, что кому-либо из операторов второго эшелона удастся накопить абонентскую базу, сопоставимую с лидерами, то он просто не сможет качественно ее обслужить. Частоты для работы в стандарте GSM 900 и GSM 1800 распределялись во времена «молодости» рынка, когда о серьезной конкуренции между существующими игроками речь не шла. По экспертным оценкам, лидеры рынка владеют лицензией на работу с 80–85% имеющегося данного частотного ресурса.

Второе, не менее важное условие, серьезно сдерживающее развитие альтернативных операторов второго эшелона, — невмешательство регулятора в вопрос ценообразования интерконнекта, то есть стоимости доступа мелких операторов к сетям лидеров рынка. Информация о том, сколько же действительно стоит доступ к сетям UMC и «Киевстара», является закрытой. Крупнейшие операторы ставят в прямую зависимость цену на интерконнект от объема потребляемого трафика. Такой механизм позволяет устанавливать буквально заградительные тарифы для начинающих операторов. Недавно руководство «ВымпелКома» (владелец «Украинских радиосистем») впервые признало факт такой дискриминации.

К победе «маленьких» операторов можно было бы отнести прохождение в первом чтении закона, предусматривающего введение принципа переносимости номера и национального роуминга. Однако до того как законопроект будет принят парламентом в целом, он может «обрасти» дополнениями, которые вряд ли будут выгодны «Астелиту» и УРС. Не стоит забывать и о том, что основным его лоббистом является «Укртелеком». Для него существование национального роуминга является обязательным условием выведения на рынок оператора мобильной связи 3G. Учитывать при этом интересы остальных операторов госмонополист, конечно, не обязан.

ПРОСЧЕТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Усложняют деятельность операторов и просчеты, допущенные при столь агрессивном вхождении на рынок. Так, «Астелит», инвестировав $500 млн в стандарте GSM 1800 (на тот момент компания обладала лицензией только на этот диапазон частот), вынужден пересмотреть эту сумму. В начале 2006 года компания объявила о займе еще в полмиллиона долларов. Конечно, оператору удалось построить сеть, покрывающую площадь, на которой проживает 83% населения Украины, и набрать достаточно большую абонентскую базу — 5,55 млн пользователей. При этом один из самых важных индикаторов финансового благополучия компании ARPU (доход на одного абонента. — Ред.) составил чуть более $1 (у лидеров — $8–9), что свидетельствует о той высокой цене, которую платит оператор за свои амбиции. Представители компании утверждают, что именно эти цифры были заложены в бизнес-план. К тому же акционеры «Астелита» заявили о намерении в 2007 году дополнительно инвестировать в его уставный капитал до $250 млн. Кроме того, один из совладельцев компании — Turkcell (54,8%) — заговорил о том, что может приобрести у банков, которые откажутся поддержать план реструктуризации оператора, права требования по синдицированному кредиту на $390 млн. По неофициальной информации, банки — участники кредитной программы готовы были отозвать обязательства после обнародования финансовых показателей компании по итогам третьего квартала 2006 года.

Очевидно, что ключевой задачей руководства «Астелита» станет повышение доходности компании. Эта цель уже реализовывается: новые тарифные планы оператора не так либеральны, как раньше. Правда, несмотря на все сложности, аналитики прогнозируют «Астелиту» «светлое будущее», залогом которого является не только общенациональное покрытие, потенциально большая абонентская база и узнаваемый бренд, но и заметное политическое влияние одного из соучредителей — компании SCM Рината Ахметова.

Прогнозы относительно судьбы «Украинских радиосистем» более сдержанны, поскольку дальнейшее развитие бизнеса оператора зависит во многом от сценария конфликта между акционерами «ВымпелКома» (Altimo и Telenor). Тарифы компании демпинговыми никак не назовешь, как и обещала УРС при запуске Beeline. Однако и количество абонентов растет достаточно умеренными темпами (1,87 млн на конец 2006 года), при этом ARPU (около $5) — одно из самых высоких на рынке. В этом, по мнению многих, состоит и сила компании, одновременно являющаяся и ее слабостью. Финансовая стабильность УРС практически не вызывает сомнений, однако стать по-настоящему крупным игроком на украинском рынке мобильной связи компании удастся нескоро.

НИШЕВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Свое место на рынке беспроводной связи отвоевывают CDMA-операторы. Традиционно для европейского рынка они являются нишевыми операторами, предоставляющими свои услуги для группы потребителей со специфическими запросами: наличие городского номера, большой трафик на фиксированные номера телефонов и пр. При всей слабости этого сегмента CDMA-операторы обладают ARPU, о которой даже крупнейшие GSM-операторы могут только мечтать — $30–35.

Серьезной заявкой на изменение расстановки сил на рынке могло бы стать появление операторов 3G. Несмотря на пиар-шумиху вокруг этого «явления», оценки независимых экспертов не всегда оптимистичны. О планах запустить сеть 3G заявили сразу две компании — «Телесистемы Украины» и «Укртелеком». Стандарты, которые избрали компании, отличаются друг от друга. Цели, похоже, тоже. «Укртелеком» предполагает работать в «европейском» стандарте UMTS, «Телесистемы Украины» — в «американском» CDMA 2000. Одно из принципиальных отличий этих стандартов заключается в площади покрытия базовой станции (БС), а также в скорости передачи данных. Максимальная скорость передачи данных у UMTS достигает 400 кб/с, у CDMA 2000 — 2,5 Мб/с. Радиус уверенного действия БС, работающей в стандарте UMTS, — чуть более 300 м, у CDMA 2000 — несколько километров. Соответственно и затраты на строительство сети в «американском» стандарте намного ниже, чем в «европейском».

«Телесистемы Украины» не так давно заявили о тестовом запуске своей сети. Компания не делает никаких заявлений о тарифах на передачу «голоса», ограничиваясь заявлениями о том, что в основном она будет работать с аудиторией, которую представляют многоговорящие корпоративные абоненты. Эксперты пока очень сдержанны в оценках перспектив нового оператора: многое будет зависеть от первых шагов компании.

По поводу перспектив строительства сети «Укртелекома» неопределенности еще больше. На сегодняшний день компания определилась только с одним (озвученным) конкурентным преимуществом — существующей абонентской базой фиксированной связи. Предполагается, что недорогие звонки со стационарных телефонов на мобильные «Укртелекома» станут довольно привлекательными для большинства абонентов. А вот, скажем, о том, по какому принципу будет построена сеть и о других важных параметрах, — ни слова. Как считают аналитики, такая стратегия имеет немного шансов на реализацию. Однако руководство «Укртелекома» не устает излучать оптимизм, заявляя о будущем успехе нового оператора. По просочившимся в прессу данным, предполагается, что ARPU будет на уровне $70.
Сейчас без политической воли государства в сфере решения задач в области регулирования телекоммуникаций развитие альтернативных операторов затруднено. Если же профильные ведомства (Минтранссвязи, НКРС и АМКУ) по-прежнему будут самоустраняться от проблем, то операторы второго эшелона так и останутся вторыми.

(c) Анатолий Гришин, Комментарии №64 от 2 февраля 2007 года

Сверхконкурентный Realme 7 Pro с Super AMOLED, 64 Мп квадрокамерой и зарядкой 65W SuperDart уже доступен в Украине.

НАСА развивает 3D-печать для строительства на Луне и Марсе, а Cолнечные пятна помогают понять жизнь вокруг других звезд.

-->