Затишье на украинском рынке IP-телефонии закончилось

0
483 views

Выход на рынок IP-телефонии крупных участников усилит конкуренцию в стационарной телефонной связи, в результате качество этих услуг повысится, а цены на них станут умеренными

Затишье на рынке IP-телефонии (Internet Protocol-телефонии) закончилось. На него выходят сразу два крупных игрока: крупнейший киевский оператор кабельного телевидения «Воля» и «Комстар-Украина» — дочерняя компания российского оператора фиксированной связи и доступа в Интернет. Выход в этот сегмент крупных операторов будет содействовать развитию рынка IP-телефонии, а также популяризации услуги голосовой связи через Интернет, которая могла бы составить более весомую конкуренцию традиционной фиксированной и мобильной международной связи.

Особенности IP-телефонии заключаются в передаче голоса через Интернет. Эта услуга доступна каждому, у кого есть компьютер с выходом в Сеть. Благодаря таким программам, как Skype, при звонке с компьютера на компьютер в другой стране оплачивается лишь трафик, который стоит копейки за минуту разговора. Звонок за границу на телефонный аппарат в среднем обойдется дороже на 2–20 центов за минуту. В любом случае это будет гораздо дешевле, чем тарифы украинских операторов международной связи, как стационарных, так и мобильных.

Людям, у которых нет доступа в Интернет, чтобы воспользоваться IP-телефонией, необходимо приобрести карточку, выпущенную одним из IP-операторов (во всех крупных городах Украины они продаются буквально на каждом углу, в сельской местности их можно купить на почте). Чтобы соединиться с выбранным абонентом, достаточно с домашнего или офисного телефона набрать номер IP-телефониста, который затем переправит звонок в Интернет.

Кроме международных звонков, IP-телефония может предоставлять и междугороднюю связь в пределах страны. Однако в Украине тарифы традиционных телефонных компаний на городские и междугородние переговоры ниже, чем стоимость звонка через Интернет, поэтому массового распространения IP-телефония пока не получила. В основном ею пользуются крупные организации с большими филиальными сетями, ведь для них звонки через Интернет почти ничего не стоят.

Полулегальная услуга

Несмотря на выгодные тарифы, в Украине IP-телефония пока не может конкурировать с традиционной связью. Государство и население все еще считают ее полулегальной услугой, чуть ли не разновидностью мошенничества. По мнению председателя Украинской ассоциации провайдеров интернет-телефонии Андрея Лазарева, IP-телефония пока не стала у нас значимым бизнесом. Так, по итогам прошлого года, объем предоставленных IP-операторами услуг составил лишь около 2,5 млн гривен — это менее одного процента от всего рынка международной телефонной связи (как фиксированной, так и мобильной). Наиболее активно в Украине развивается предоставление IP-услуг по карточкам — на них приходится около 90% от общего объема рынка IP-связи.

Благодаря IP-телефонии станет возможным сохранение телефонного номера за абонентом даже в случае его переезда

«Это направление активно развивалось, однако его дальнейшее движение было приостановлено в 2002 году противоправными действиями операторов-монополистов, которые блокировали номера доступа. Естественно, в течение последующих трех лет ни о каком продвижении услуг не могло быть и речи», — говорит Лазарев. Звонки с компьютера, когда разговаривающий вооружается наушниками и микрофоном, для большинства украинцев и вовсе в диковинку. В первую очередь из-за небольшого количества интернет-пользователей: доступ к Всемирной паутине в Украине имеют не более десяти процентов населения. Более того, всего 200 тысяч из них подключены к Сети при помощи каналов с высокой пропускной способностью (широкополосный доступ в Интернет является обязательным условием для использования компьютера в качестве телефона).

Вторжение из Интернета

Однако ситуация быстро меняется: число интернет-пользователей в стране быстро увеличивается, в крупных городах стремительно растет количество широкополосных соединений. Лидерство в этом сегменте рынка удерживает столичный оператор кабельного телевидения «Воля». Его абоненты (а это почти 80% киевских домохозяйств) по кабельной сети могут получать не только телеканалы, но и широкополосный доступ в Сеть. Компания уже обслуживает 50 тысяч интернет-пользователей. С ноября прошлого года она предложила своим абонентам и услуги IP-телефонии в тестовом режиме. С начала нынешнего года это обычная услуга, абонентская плата за которую установлена символическая: примерно семь гривен в месяц(плата за трафик идет по тарифам за услуги Интернет). Правда, звонить пока можно только на компьютеры абонентов «Воли». Звонки на телефоны и за границу, как обещают в компании, можно будет совершать уже во второй половине года.

Для такого вида сервиса лицензия не нужна, поскольку «Воля» не использует общие телефонные сети, а передает голос только через Интернет. «Технология IP все больше входит в нашу жизнь и рано или поздно заменит все нецифровые каналы передачи так же, как на смену керосиновым лампам пришли электрические», — убежден руководитель проекта IP-телефонии компании «Воля» Андрей Пастухов.

Российский холдинг «Комстар», купивший в прошлом году несколько отечественных интернет-провайдеров и операторов связи и создавший на их базе дочернюю компанию «Комстар-Украина», взял на вооружение следующую стратегию. Сейчас компания предоставляет международную связь для частных лиц по предоплаченным карточкам (пока только в Одессе), а также IP-телефонию для корпоративных клиентов. Но уже во второй половине нынешнего года «Комстар-Украина» значительно расширит региональную сеть и увеличит перечень услуг. По словам генерального директора компании Александра Мороховского, тогда же будет завершен первый этап создания нового вида сети для передачи данных (Next Generation Network) в Одессе, Киеве и Киевской области, что позволит вывести услуги в эти регионы, а в дальнейшем — и на всю территорию Украины.

Так же как и «Воля», «Комстар-Украина» собирается предоставлять пакеты услуг Double Play (телефония + Интернет) и Triple Play (телефония + Интернет + телевидение), которые позволят абонентам получать все услуги связи от одного оператора и по одному кабелю. Кроме того, в базовый набор услуг также войдет голосовая связь через IP-протокол (VoIP — Voice over IP). «Благодаря тому, что компания начала продвигать услуги широкополосного доступа в Интернет и собирается дополнить их Double Play и Triple Play, она может рассчитывать на часть абонентской базы традиционных операторов», — считает Александр Мороховский.

Борьба обостряется

Планы по выходу на украинский рынок IPтелефонии есть и у других компаний: за последние полгода Национальная комиссия регулирования связи (НКРС) выдала двадцатьлицензий на этот вид услуг. Однако высокая стоимость лицензии (на международную связь с применением исключительно IP-телефонии необходимо заплатить 540 тыс. гривен), а также неурегулированность нормативной базы сдерживают развитие этого рынка. К примеру, до сих пор не определен порядок подключения IP-операторов к телефонной сети общего пользования. «Формально операторы, уплатив более полумиллиона гривен, в течение года не могут работать в нормальных условиях. А с точки зрения нормативных документов вообще не могут работать легально, но работают», — говорит Лазарев.

Дополнительные сложности для операторов интернет-телефонии возникли в конце прошлого года, когда государство перестало регулировать тарифы на услуги междугородней и международной связи. По мнению участников рынка, этот закон принят в интересах операторов фиксированной телефонной связи: теперь они смогут гибко менять тарифы на международные звонки, конкурируя с IP-телефонистами. Хотя последние уверены, что благодаря меньшей себестоимости IP-соединения, даже в случае ужесточения ценовой борьбы, смогут предложить более низкие тарифы. Но если негосударственные телефонные компании и мобильные операторы смогут достойно встретить усиливающуюся конкуренцию со стороны операторов интернет-телефонии и быстро переключиться на использование IP-технологий, то государственному «Укртелекому» из-за громоздкости и консервативности структуры сделать это будет сложнее. В результате его доходы продолжат падать. Поэтому внедрение госмонополистом IP-телефонии может стать единственной возможностью в будущем сохранить свою конкурентоспособность. В частности, именно благодаря IP-телефонии в том числе станет возможным сохранение телефонного номера за абонентом даже в случае его переезда. К тому же за счет IP-телефонии «Укртелеком» мог бы повысить доходность от местных звонков, которые, по заверениям компании, сейчас убыточны и субсидируются за счет поступлений от междугородних и международных. Так, некоторые иностранные компании, внедрив IP-телефонию, смогли обеспечить бесплатные звонки в пределах города (в Украине стоимость местных звонков составляет от пяти копеек за минуту).

Условия для развития

Если популярность звонков через компьютер зависит от наличия у украинцев ПК, то для развития полноценной IP-телефонии (предусматривающей звонки с любого телефона в любую точку земного шара) препятствий более чем достаточно.Кроме уже упомянутой неопределенности с лицензионными документами и отмены государственного регулирования тарифов на междугородние и международные звонки, у IPоператоров нет своих кодов, которые помогли бы абонентам их идентифицировать, а самим игрокам этого рынка провести рекламные кампании. Во многих странах абоненты знают, что, набирая номера 01073, 01026 и им подобные, они могут рассчитывать на более низкие тарифы при звонках на те или иные международные направления. На деле это выглядит так: абонент с любого телефона набирает специальный код одного из операторов, затем автоответчик информирует клиента о том, сколько будет стоить его звонок. Человек сам решает, стоит ли продолжать пользоваться услугой или лучше позвонить по номеру другого IP-оператора, предлагающего более выгодные тарифы.

Создание подобных условий в нашей стране зависит от НКРС. Но мнения по поводу развития этого рынка в комиссии разделились: многие ее члены считают предоставление такой услуги нецелесообразным. По мнению председателя ассоциации операторов связи «Телас» Юрия Соловьева, для развития телекоммуникационного рынка необходимо создать равные условия для всех игроков. «Операторы, получившие лицензию и представленные на рынке, должны быть равноправными, чтобы доступ абонентов всех сетей к ним был свободным. У абонента должно быть право выбора, через какого оператора звонить. Это очень важный рыночный шаг, который, я надеюсь, в этом году все-таки будет сделан», — говорит Соловьев.

© Татьяна Плешивцева

Эксперт-Украина