Украинские компании малого и среднего бизнеса (МСБ) хоть и осознают преимущества тех или иных информационных технологий, но все еще не всегда используют их для развития своего бизнеса. Хотя в ближайшие годы ситуация может коренным образом измениться.
Это выявилось в ходе масштабного исследования, организованного компанией Cisco вместе с аналитической компанией Coleman Parkes Research Limited в 22 странах Европы, Ближнего Востока и Африки (Europe, Middle East, Africa – EMEA), в том числе и в Украине. Были опрошены представители 2209 компаний с количеством сотрудников от 20 до 249. В Украине в исследовании приняли участие 100 предприятий малого и среднего бизнеса из всех регионов. Эти компании работают в следующих отраслях: промышленное производство, финансы, сфера обслуживания, оптовая и розничная торговля, коммунальные услуги.
По итогам исследования выяснилось, что представители отечественного малого и среднего бизнеса сталкиваются с гораздо меньшим числом рыночных препятствий (осваивание новых сегментов, конкуренция, нехватка ресурсов, безопасность и т. д.), чем другие страны восточноевропейского региона.
Опрос показал, что для наиболее полного удовлетворения запросов клиентов и повышения качества предоставляемых услуг украинский МСБ-сегмент готов использовать различные технологии удаленного доступа. А многие его представители уже сегодня активно пользуются ими.
Так, из всех опрошенных украинских компаний 88% ответили, что используют хотя бы одну технологию удаленного доступа и считают ее наличие критичной для бизнеса. Одна из таких технологий – IP-телефония – на текущий момент применяется в 36% украинских МСБ-компаний.
По мнению респондентов, главные преимущества, которые технологии удаленного доступа приносят бизнесу, – это повышение оперативности работы с заказчиками и рост производительности труда персонала.
С точки зрения набора технологий, которые должны считаться обязательными к использованию, малые и средние предприятия Украины более близки к российским компаниям, чем к болгарским или румынским. Так, только 52% опрошенных представителей отечественного сегмента МСБ (по сравнению с 94 % в Румынии и 92% в Болгарии) считают наличие высокоскоростного подключения к Интернету критичным для бизнеса. Что касается систем хранения и резервирования данных, то здесь разница между цифрами еще заметнее: 39% в Украине против 93 и 89% в Болгарии и Румынии соответственно. В России же эту технологию обязательной считают 53 % респондентов.
Тем не менее по сравнению с Болгарией (30 %) и Румынией (21 %) в Украине большее число МСБ-компаний осведомлено о преимуществах интернет-телефонии – 37 %. Только в России уровень осведомленности о данной технологии выше – 41 %.
Ситуацию комментирует Мило Шакир, вице-президент CiscoSystems по работе с коммерческими организациями в странах с развивающейся экономикой: «Уже очевидно, что Восточная Европа отличается хорошим технологическим «аппетитом». За счет использования интеллектуальных, простых и безопасных решений представители малого и среднего бизнеса этого региона во многих сферах уже догоняют, если только не перегоняют, западноевропейские компании, которые часто рассматривают в качестве наиболее передовых. Мы уверены, что в течение следующих нескольких лет эти организации получат ощутимые выгоды от использования технологий, подобных IP-телефонии. Причем как в финансовом отношении, так и в плане оптимизации производственных процессов. Воплощение этого в жизнь является приоритетной задачей для Cisco, и мы приложим максимум усилий, чтобы сделать такие решения доступными по цене для МСБ -компаний Восточной Европы и за ее пределами».
Результаты опроса украинских компаний малого и среднего бизнеса:
1) Технологические препятствия для роста бизнеса
Препятствие
|
Сегодня (%)
|
Через три года (прогноз, %)
|
Интеграция новых технологий в уже используемые компанией системы |
34
|
19
|
Знания и навыки персонала в области ИТ |
31
|
14
|
Стоимость технологий
|
24
|
20
|
Быстрая смена технологий / адаптация к новым технологиям |
15
|
14
|
Безопасность данных и систем
|
14
|
10
|
Выбор нужных именно для моего бизнеса ИТ-решений |
10
|
8
|
Внешние ИТ-услуги и поддержка
|
7
|
3
|
Надежность технологий должна быть проверена временем |
4
|
6
|
Управление активами, например отслеживание контрактов на оборудование и лицензий на ПО |
2
|
2
|
Выбор подходящего поставщика ИТ-решений
|
1
|
1
|
2) Технологии, без которых нельзя обойтись
Технология
|
Сегодня (%)
|
Через три года (прогноз, %) |
Скоростной доступ в Интернет |
52
|
48
|
Хранение и резервное копирование данных |
39
|
30
|
Voice over IP
|
38
|
39
|
Локальная компьютерная сеть
|
29
|
19
|
Беспроводная сеть
|
28
|
35
|
Средства обеспечения безопасности сети |
19
|
20
|
Смартфоны / карманные ПК
|
18
|
24
|
Удаленный доступ к сети
|
16
|
16
|
Видеоконференции / веб-камеры
|
11
|
12
|
3) Отношение к IP-телефонии
Утверждение (охват = 45 компаний)
|
% согласных
|
Внедрение IP-телефонии снизит наши затраты на телефонную связь
|
94
|
Внедрение IP-телефонии уменьшит наши затраты на ИТ-обслуживание
|
28
|
Внедрение IP-телефонии сэкономит рабочее время персонала
|
42
|
Внедрение IP-телефонии позволит нам предоставлять сотрудникам более гибкое рабочее окружение (например, мобильные рабочие места) |
19
|
Внедрение IP-телефонии даст возможность интегрировать коммуникационную и ИТ-сети |
56
|
Внедрение IP-телефонии позволит нам в дальнейшем внедрять другие IP-технологии с меньшими затратами времени и средств |
86
|
Внедрение IP-телефонии не несет никаких выгод для бизнеса
|
72
|