Украина: Номинальная зрелость мобильного рынка – OBG

0
591 views

На сегодняшний день количество мобильных SIM – карт в Украине превышает население, поэтому с полной уверенностью можно утверждать, что продолжавшийся весь 2006 год период борьбы за клиентов подходит к концу. Теперь украинские игроки GSM рынка переключают свое внимание на получение прибыли от уже существующих клиентов, предлагая им новые продукты и услуги.

В январе-декабре 2006 года операторы мобильной связи привлекли 19 миллионов новых абонентов, и таким образом, общее количество SIM-карт, которые находятся в обращении достигло 49 миллионов. Это примерно на 63% больше, чем в 2005 году. Следовательно, номинальное проникновение на рынке составило 105% по сравнению с показателем в 64% в 2005 году.

Ведущие операторы мобильной связи – Киевстар и UMC, услугами которых пользуются 85% общего числа GSM абонентов, согласны, что в вопросах освоения и проникновения, рынок находится на пороге зрелости. Уже сейчас они готовятся к изменению стратегии – перехода от ориентации на клиента к завоеванию рынка новыми продуктами и услугами.

Адам Вояцки, генеральный директор UMC, на этой неделе, в интервью Oxford Business Group отметил, что, вместе с впечатляющим ростом экономики Украины, этот год был экстраординарным для мобильных операторов. Это был последний год быстрого развития, обусловленный улучшением экономических условий, и выходом двух новых игроков на рынок», – считает господин Вояцки.

Тронд Мо, глава представительства норвежской компании Telenor в Украине, которая владеет контрольным пакетом акций ведущего мобильного оператора – Киевстар, отметил, что Киевстар стал наибольшей консолидированной дочерней компанией Telenor во всем мире.

Господин Мо считает, что основные внерыночные факторы в Украине достаточно развиты. У многих людей родственники живут в сельской местности или других городах. «И благодаря мобильным коммуникациям их общение стало регулярным впервые за долгое время», – пояснил он.

Тем не менее, инсайдеры считают, что, несмотря на практически полное освоение рынка, сектор мобильных телефонов еще недостаточно насыщен. Многие эксперты сходятся в том, что реальное завоевание мобильного рынка, т.е. количество единичных пользователей, составляет около 60%. Остальные 40% – это клиенты мобильных операторов, владеющие двумя или тремя SIM-картами.

Использование двух SIM-карт частично стало причиной падения уровня средней прибыли на пользователя (СПП), так как происходит обмен клиентами между операторами.

СПП украинских мобильных операторов остается одним из самых низких в Восточной Европе – в данный момент эта цифра составляет примерно $8 в месяц. Доля наиболее прибыльных контрактных клиентов также достаточно небольшая по региональным меркам, более 90% клиентов пользуются услугами припейда. Г-н Вояцки утверждает, что его компании удалось приостановить падение СПП в этом году благодаря новым продуктам в области передачи данных.

Вместе с тем, г-н Мо считает, что статистика СПП маскирует существенное увеличение количества использованных минут (ИМ) среди старых клиентов. Он считает, что уровень СПП в значительной степени понизился из-за новых клиентов, которые в большинстве своем принадлежат к группам пользователей с низким доходом.

Несмотря на давление со стороны возрастающей конкуренции на рынке мобильной связи, хорошей новостью для Киевстар и UMC стало отсутствие сигналов о значительном падении цен.

Хотя новые мобильные игроки, Astelit и Вымпелком, провели достаточно агрессивную ценовую стратегию с целью привлечения новых пользователей, ценовая война, которой опасались многие, не состоялась.

Справиться с растущим количеством абонентов – это задание, которое на протяжении всего года было основным для ведущих мобильных операторов. «В стране такого масштаба, как Украина, и с таким быстрорастущим рынком, обслуживание телефонного трафика – не самая простая задача», – считает г-н Вояцки.

Для обслуживания нового трафика, UMC пришлось увеличить количество своих базовых станций в два раза, с 4500 до 9000. Суммарное количество капитальных затрат компании увеличилось, приблизительно, до 2 миллиардов долларов. По словам г-на Мо, на данный момент Киевстар инвестировал более 2 миллиардов долларов в свою сеть.

Компания Astelit (ТМ Life :), и российский Вымплеком, который представлен в Украине торговой маркой Beeline, также вложили все силы для внедрения своих относительно новых сетей.

Astelit, контрольным пакетом акций которого владеет турецкий мобильный оператор Turksell, недавно объявил о своих планах относительно увеличения на 50% инвестиций в развитие на украинском рынке, около 250 миллионов долларов будут потрачены на расширение сети и привлечение клиентов. Вымпелком объявил в конце 2006 года, что он планирует расширить свою сеть в Украине, чтобы охватить 90% населения.

Основной задачей для новых игроков рынка стало достижение критической массы в короткие сроки для получения значительного возврата немалых инвестиций в свою сеть.

Пока устоявшиеся игроки, Киевстар и UMC, наслаждаются чистой прибылью (прибылью до уплаты налогов, которые составляют около 60%), новым игрокам необходимо значительно нарастить объемы, чтобы достигнуть подобных результатов.

© Сем Джереми, Oxford Business Group, специально для HiTech.Expert

Справка HiTech.Expert:

Oxford Business Group (OBG) – британское издательство, которое специализируется на исследовательских и консультационных услугах. OBG публикует информацию экономического и политического характера о развивающихся рынках Ливана, Северной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии и Восточно-Балканского региона. Кроме ряда своих печатных и он-лайн продуктов, Oxford Business Group предлагает детальный и точный анализ политической, макроэкономической сфер и изменений в различных отраслях, включая банковскую, рынки капитала, энергетику, инфраструктуру, промышленность и страхование.