Полный ПЗС: фокус операторов снова удался

0
370 views

Минуло уже больше недели с того момента, когда председатель Антимонопольного Комитета Украины г-н Костусев заявил о достижении соглашения с обоими крупнейшими операторами мобильной связи – «Киевстар» и UMC, – относительно отмены т.н. «платы за соединение».

 

 

 

Ознакомление с заголовками материалов украинских масс-медиа свидетельствуют о том, что наибольшее распространение получила трактовка происшедшего именно как победы г-на Костусева, который голыми руками порвал пасть алчным монополистам: «Костусев додавил «Киевстар», «Из UMC выбили плату за соединение, следующий – Киевстар», «АМКУ дозвонился до "Киевстара". Оператор отменил плату за соединение», «JEANS отменил плату за соединение».

Экспресс-опрос абонентов мобильной связи, проведенный автором среди своих знакомых, также показал широкое распространение тезиса о полной и безоговорочной отмене ПЗС. Шестеро из восьми опрошенных, включая людей, хорошо знакомых с бизнесом мобильной связи, выразили уверенность в том, что ПЗС либо отменена вообще, либо у них, абонентов, появилась возможность перейти на тарифы без платы за соединение.

Можно поздравить обоих «безусловных лидеров рынка» – их излюбленный фокус снова удался.

Влияние СМИ, помноженное на леность массового зрителя-читателя-слушателя – это действительно страшная сила. Если повесить на клетку с ишаком табличку «Лев» и обеспечить этому экспонату должную рекламу – большинство посетителей будет совершенно уверено в том, что это таки лев. «Хвостик с кисточкой, серая спинка, грустные глаза – вы что, никогда раньше льва не видели? Они именно так и выглядят!» Понятное дело, что осмотр крупнейшего представителя семейства кошачьих не может не стоить дороже чем, например, лося или, смешно сказать, осла…

К сожалению, содержание этих договорённостей не даёт никаких оснований утверждать о реальном изменении практики доминирующих операторов.

Компании ввели в действие два тарифных плана – JEANS light и djuice fresh соответственно. Уже беглый взгляд на них заставляет усомниться в искренности намерений разработчиков.

Тариф

"Любимые номера"

Внутрисеть

Другие операторы

Городские номера

Jeans light

0,15

1,00

1,00

1,00

djuice fresh

0,20

0,90

0,90

0,90

Простой life:)

0,00

0,00

1,00

1,00

Свободный life:)

0,50

0,50

0,50

0,50

"Говори легко" (Beeline)

0,00

0,70

0,70

0,70

"Вы популярны" (Beeline)

0,05

0,05

0,95

0,95

"Говорун" (Beeline)

0,01

0,35

0,95

0,95

Как видно из таблицы, в «революционных» тарифах UMC и «Киевстар» полностью проигнорирован один очень важный при анализе тарифных предложений мобильной связи факт. А именно, наличие платы за «терминацию» при межсетевых звонках и её отсутствие в случае звонка между абонентами одной сети.

«Плата за терминацию» покрывает расходы на обработку звонка оператором вызываемой стороны. Например, при звонке от пользователя life:) абоненту «Киевстар» компания «Астелит» должна заплатить «Киевстару» около 50 копеек за минуту разговора (с посекундной тарификацией).

Отсутствие таких расходов при внутрисетевых вызовах дает операторам второго эшелона возможность предлагать символические, от нуля до нескольких копеек, цены на общение внутри небольших групп пользователям разного рода «любимых номеров». Стоимость всех остальных разговоров внутри своей сети, как правило, устанавливается меньше, нежели в случае вызовов абонентам других сетей. Либо же, как в случае тарифов «Свободный life:)» и «Говори легко», эта стоимость приближается к тарифу на терминацию звонка в сети доминирующих операторов.

Как видно из таблицы, в обмен на отсутствие ПЗС UMC и Киевстар предложили своим абонентам максимально высокие тарифы, разница достигает 30-40% по сравнению с конкурентами. Стоимость звонков на «любимые номера» превышает таковую у операторов второго плана в несколько раз.

Назвать подобное предложение «конкурентоспособным» не поворачивается язык. Подобное предложение может быть интересно разве что пользователям, у которых большая часть трафика приходится на межсеть. Но такие пользователи и не являются целевой аудиторией для JEANS и djuice.

Похоже на то, что эти тарифы разработаны «для галочки», дабы дать г-ну Костусеву возможность сохранить своё лицо.

Но даже в таком виде UMC и Киевстар избегают рекламировать свои тарифы без ПЗС. По состоянию на 28 января вы не найдете упоминание о JEANS light в разделе «Тарифы», только в «Новостях». Причем под заголовком «JEANS отменил плату за соединение!», что заведомо не соответствует действительности. Поскольку все без исключения тарифы, которые предлагаются на сайте и в точках продаж компании в качестве актуальных, включают в себя пресловутую плату.

Найти упоминание о djuice fresh немногим проще. Ссылка на информацию о тарифе присутствует в разделе «Цены». Но, скажем прямо, к ней постарались не привлекать внимания.

Стоит заметить, что даже явно завышенная по сравнению с конкурентами стоимость услуг не является основной проблемой при оценке ситуации после появления новых тарифов UMC и «Киевстар».

Проблемой №1 следует признать отсутствие, как и прежде, реальной «возможности свободно выбирать тарифы с платой за соединение и без». То, что сам г-н Костусев считает своей победой, не помогает прояснить ситуацию с ответами на следующие вопросы:

  1. Каким образом могут воспользоваться новыми возможностями абоненты Ace&Bace и Sim-Sim, которые составляют львиную долю пользователей предоплаченной формы услуг мобильной связи? Для них не было предложено вообще ничего. Возможность миграции с Ace&Bace и Sim-Sim на JEANS и djuice отсутствует.
  2. Что делать пользователям контрактной формы подключения компании UMC, которым недостаточно 120 минут разговоров за пределы своей сети, а платить 645 гривен за т.н. «безлимитный» тарифный пакет они не готовы?
  3. Каким образом могут избежать ПЗС пользователи контрактной формы подключения компании Киевстар, которые не готовы платить за услуги связи более 213 гривен в месяц? Именно таков размер минимального ежемесячного объема услуг в тарифном пакете VIP, для которого ПЗС равно нулю?

Одним словом, для абсолютного большинства абонентов UMC и «Киевстар» ситуация с ПЗС не изменилась на на йоту. Они по-прежнему вынуждены оплачивать эту сомнительную «услугу».

Маленький триумф г-на Костусева так и не дал ответа на целый ряд других, не менее интересных вопросов.

Во-первых, стоит вспомнить, что буквально за месяц до «окончательного решения» проблемы ПЗС, зампред АМКУ Кравченко, а до того и сам Костусев, неоднократно заявляли, что введение отдельных тарифных планов без ПЗС не будет рассматриваться как выполнение рекомендаций Комитета. Что заставило изменить их свое мнение?

Во-вторых, еще на самых первых этапах изучения ситуации вокруг ПЗС представителями АМКУ были озвучены, среди прочего, такие аргументы «против»:

  1. Установление связи – не более чем технологический этап в процессе предоставления собственно услуги связи. Само по себе установление связи не имеет потребительской ценности и не должно навязываться в качестве отдельно оплачиваемой услуги.
  2. Стоимость любой услуги должна иметь обоснование. Операторы обязаны предоставить документы, обосновывающие размер ПЗС.
  3. В 2003 году, когда UMC и «Киевстар» вводили ПЗС, они обосновывали её исключительно необходимостью сохранить свои доходы после отмены платных входящих.

Ни один из этих тезисов так и не был публично опровергнут. Почему так произошло? Если АМКУ сменил свою позицию, что под влиянием каких именно аргументов? Если нет, то почему ПЗС не отменена целиком?

Все вышесказанное дает основание предполагать, что операторы и руководство АМКУ просто договорились оставить все как есть, но дать при этом г-ну Костусеву от души попиариться. Как бы победа, но побежденные остались на своих позициях. Как бы новые возможности, но либо недоступные, либо никому в таком виде не нужные.

Как же будет развиваться ситуация вокруг ПЗС дальше? То, что она будет развиваться, не вызывает ни малейшего сомнения. Вопрос-то не решен. Проблема осталась.

Осталась проблема ПЗС как инструмента недобросовестной конкуренции.

Осталась проблема ПЗС как инструмента дезинформации потребителей. Например, почему в деталировках счетов, которые Киевстар предлагает своим абонентам, пресловутое «соединение» никак не выделено из общей массы расходов на голосовые звонки? А ведь компания категорически настаивает на том, что это именно отдельная услуга, предоставление которой сопряжено с немалыми расходами. Было бы логично выделять эту услугу отдельной строкой, как SMS или услуги роуминга.

В общем, вопросов не стало меньше. Даже наоборот.

Мало того, ведь и г-н Костусев тоже никуда не делся. Он уже пообещал, что будет «четко отслеживать, как они ведут себя на рынке, потому что компании большие и занимают доминирующее положение на рынке, а значит, входят в сферу интересов АМКУ и мы будем дальше с ними работать».

Так что самое интересное всё ещё впереди.

ПЗС – он всегда рядом.

Вы можете написать автору: rk@netton.com.ua

© Роман Химич

proIT