Украинцы все больше пользуются мобильной связью, а услуги госмонополиста стремительно теряют популярность.
Недавно в рекламе телефонной связи появилось новое лицо – «Укртелеком». Оказывается, в том, чтобы мы подняли трубку аппарата, стоящего на столе, вместо мобильника, нас нужно еще и убедить. Чем и занимается оператор проводной связи, который старательно растолковывает потребителю свои выгоды и недостатки мобильных конкурентов.
А дело просто в том, что Украина, как обычно, догоняет своих соседей. Уже несколько лет в Европе мобильными пользуются больше, чем стационарными телефонами, этот же сценарий происходит и в России. Каждый третий россиянин сегодня пользуется сотовым. У нас та же история. Сейчас, при стандартных тарифах 0,5-1 грн за минуту разговора, многие могут разговаривать почти бесплатно (до 0 грн за минуту, плата только за соединение), участвуя в корпоративных или семейных группах и покупая безлимитные пакеты. Дальше будет только дешевле – об этом говорит мировая практика.
Сравните: у «Укртелекома» около 11 млн абонентов. У всех украинских мобильных операторов – 43 млн абонентов (данные «iKC-Consulting»). Многие имеют по несколько номеров, часть карточек утеряны. Но даже с этой погрешностью получается, что едва ли не каждый второй-третий украинец – «мобильный».
А чем больше абонентов и покрытие операторов, тем чаще украинцы звонят в другие города именно с мобильного. С льготным тарифом или «безлимиткой» звонок будет гораздо дешевле, чем по стационарному телефону. Золотая жила «Укртелекома» – междугородка и международка – сразу же начала иссякать, клиенты уходят.
Демпинговать цены своих конкурентов госсвязь не может – ее тарифы регулирует государство. Пока «Укртелеком» только пробивает для себя более свободные условия работы и готовится стать частной конторой. Прогнозы неутешительные – в 2006 году чистая прибыль компании уменьшится на 31% (до 355 млн грн) по сравнению с 2005-м.
А уже в следующем, 2007 году гигант связи планируют продать, наполнив госбюджет деньгами от приватизации. Кажется, продавать нужно как можно скорее – пока товар не обесценился.
«Ростелеком» тоже терпит убытки
Российский главный связист – ОАО «Ростелеком» – в 2005 году получил чистой прибыли на 84% меньше (978 млн руб.), чем в 2004 году. Дело в том, что «Ростелеком» должен отдавать львиную долю выручки за «междугородку» местным и зоновым операторам. В России система стационарной связи децентрализована, а федеральные (местные) операторы имеют право получить лицензию на мобильную связь и создать своего мобильного оператора.
Где «Укртелеком» проигрывает другим операторам
«Газета…» сравнила тарифы «Укртелекома» с наиболее привлекательными предложениями мобильных операторов. Тариф в гривнях за минуту разговора
Предложения |
«Укртелеком» |
«Киевстар» |
«UMC» |
«life:)» |
«Голден Телеком» |
«Beeline» |
«Моби» |
Внутри сети |
0,05 (городской) |
от 0,00 |
от 0,00 |
0,00 |
от 0,00 |
от 0,00 |
от 0,00 |
С другими мобильными операторами |
1,20 |
от 0,65 |
от 0,50 |
1,00 |
от 0,50 |
от 0,75 |
1,00 |
СНГ |
1,25-2,25 |
от 1,00 |
от 1,00 |
6,00 |
– |
4,67 |
4,60 |
Европа |
1,50-3,00 |
от 2,00 |
от 2,00 |
9,00 |
– |
от 5,70 |
от 7,00 |
Другие страны |
1,50-3,00 |
от 1,50 |
от 1,50 |
12,00–15,00 |
– |
от 0,00 |
от 10,00 |
ЗНАТОК
«У «Укртелекома» есть много своих преимуществ»
Олег Пась, эксперт (mforum.ru):
– Первопричиной снижения прибылей «Укртелекома» стало то, что несколько лет назад он потерял монополию на международную связь. Мобильные операторы начали активно осваивать этот сегмент рынка, предлагая более выгодные тарифы. А цены на стационарную «междугородку» снизились только недавно, в этом году. Та рекламная кампания, которую сейчас развернул «Укртелеком», не вполне оправдана. Оператор просто формирует имидж, а нужно больше говорить о программах лояльности. Качество цифровой связи, высокоскоростной интернет, видеоконференции – это те эксклюзивные преимущества, которые может предложить «Укртелеком». А оператор №1 слишком поздно обратил внимание на новые виды услуг, потому и теряет доходы. Если «Укртелекомом» заинтересуется стратегический инвестор, то негативные тенденции не слишком отразятся на цене объекта, поскольку предлагаемая огромная абонентская база гораздо привлекательнее сиюминутных потерь. А вот для портфельного инвестора (который покупает для перепродажи) нынешние показатели очень неприятны.
(с) Александра НЕЧИПОРЕНКО, «Газета по-Киевски»