Бедный, бедный «Укртелеком»

Украинцы все больше пользуются мобильной связью, а услуги госмонополиста стремительно теряют популярность.

Недавно в рекламе телефонной связи появилось новое лицо – «Укртелеком». Оказывается, в том, чтобы мы подняли трубку аппарата, стоящего на столе, вместо мобильника, нас нужно еще и убедить. Чем и занимается оператор проводной связи, который старательно растолковывает потребителю свои выгоды и недостатки мобильных конкурентов.

А дело просто в том, что Украина, как обычно, догоняет своих соседей. Уже несколько лет в Европе мобильными пользуются больше, чем стационарными телефонами, этот же сценарий происходит и в России. Каждый третий россиянин сегодня пользуется сотовым. У нас та же история. Сейчас, при стандартных тарифах 0,5-1 грн за минуту разговора, многие могут разговаривать почти бесплатно (до 0 грн за минуту, плата только за соединение), участвуя в корпоративных или семейных группах и покупая безлимитные пакеты. Дальше будет только дешевле – об этом говорит мировая практика.

Сравните: у «Укртелекома» около 11 млн абонентов. У всех украинских мобильных операторов – 43 млн абонентов (данные «iKC-Consulting»). Многие имеют по несколько номеров, часть карточек утеряны. Но даже с этой погрешностью получается, что едва ли не каждый второй-третий украинец – «мобильный».

А чем больше абонентов и покрытие операторов, тем чаще украинцы звонят в другие города именно с мобильного. С льготным тарифом или «безлимиткой» звонок будет гораздо дешевле, чем по стационарному телефону. Золотая жила «Укртелекома» – междугородка и международка – сразу же начала иссякать, клиенты уходят.

Демпинговать цены своих конкурентов госсвязь не может – ее тарифы регулирует государство. Пока «Укртелеком» только пробивает для себя более свободные условия работы и готовится стать частной конторой. Прогнозы неутешительные – в 2006 году чистая прибыль компании уменьшится на 31% (до 355 млн грн) по сравнению с 2005-м.

А уже в следующем, 2007 году гигант связи планируют продать, наполнив госбюджет деньгами от приватизации. Кажется, продавать нужно как можно скорее – пока товар не обесценился.

«Ростелеком» тоже терпит убытки

Российский главный связист – ОАО «Ростелеком» – в 2005 году получил чистой прибыли на 84% меньше (978 млн руб.), чем в 2004 году. Дело в том, что «Ростелеком» должен отдавать львиную долю выручки за «междугородку» местным и зоновым операторам. В России система стационарной связи децентрализована, а федеральные (местные) операторы имеют право получить лицензию на мобильную связь и создать своего мобильного оператора.

Где «Укртелеком» проигрывает другим операторам

«Газета…» сравнила тарифы «Укртелекома» с наиболее привлекательными предложениями мобильных операторов. Тариф в гривнях за минуту разговора

Предложения

«Укртелеком»

«Киевстар»

«UMC»

«life:)»

«Голден Телеком»

«Beeline»

«Моби»

Внутри сети

0,05

(городской)

от 0,00

от 0,00

0,00

от 0,00

от 0,00

от 0,00

С другими мобильными операторами

1,20

от 0,65

от 0,50

1,00

от 0,50

от 0,75

1,00

СНГ

1,25-2,25

от 1,00

от 1,00

6,00

4,67

4,60

Европа

1,50-3,00

от 2,00

от 2,00

9,00

от 5,70

от 7,00

Другие страны

1,50-3,00

от 1,50

от 1,50

12,00–15,00

от 0,00

от 10,00

ЗНАТОК

«У «Укртелекома» есть много своих преимуществ»

Олег Пась, эксперт (mforum.ru):

– Первопричиной снижения прибылей «Укртелекома» стало то, что несколько лет назад он потерял монополию на международную связь. Мобильные операторы начали активно осваивать этот сегмент рынка, предлагая более выгодные тарифы. А цены на стационарную «междугородку» снизились только недавно, в этом году. Та рекламная кампания, которую сейчас развернул «Укртелеком», не вполне оправдана. Оператор просто формирует имидж, а нужно больше говорить о программах лояльности. Качество цифровой связи, высокоскоростной интернет, видеоконференции – это те эксклюзивные преимущества, которые может предложить «Укртелеком». А оператор №1 слишком поздно обратил внимание на новые виды услуг, потому и теряет доходы. Если «Укртелекомом» заинтересуется стратегический инвестор, то негативные тенденции не слишком отразятся на цене объекта, поскольку предлагаемая огромная абонентская база гораздо привлекательнее сиюминутных потерь. А вот для портфельного инвестора (который покупает для перепродажи) нынешние показатели очень неприятны.

(с) Александра НЕЧИПОРЕНКО, «Газета по-Киевски»