Влияние Интернета на экономику Украины

 Презентованы результаты исследования «Влияние Интернета на экономику Украины», выполненного компанией GfK по заказу Google Украина.

В данном исследовании впервые проанализировано влияние использования Интернета на экономику нашей страны, приведены цифры и факты, насколько интенсивно украинские предприятия разного размера и различных отраслей используют Всемирную Сеть; кроме того установлена связь между интенсивностью использования Сети и результатами деятельности предприятий и, в конечном итоге, влиянии на ВВП страны.

Почетный гость презентации, вице-премьер правительства Украины Александр Вилкул в своем кратком выступлении остановился на равных возможностях, которые предоставляет Интернет в сфере образования, отметил чрезвычайную эффективность Сети в туристской отрасли, а также очень широкие возможности для ведения открытых дискуссий.

 Исследование показало, что многие предприятия страны уже включены в Интернет-экономику и используют Сеть для решения широкого круга задач, однако еще существует значительный потенциал для дальнейшего роста. Индекс интенсивности использования Интернета (ИИИИ), рассчитанный специально для данного иссследования JfK, составляет всего 25 пунктов (по шкале от 0 до 100), причем для Киева этот индекс равен 32 (на 7 пунктов выше среднего уровня).

 Кроме того суровые цифры беспристрастно показывают, что предприятия, которые более активно используют Сеть, в 2012 году намного успешнее развивали свой бизнес, достигли более высокого уровня рентабельности и обеспечили более высокие темпы роста заработной платы своих работников по сравнению с теми предприятиями, которые используют Интернет не так интенсивно.

 Таким образом, создание в стране благоприятных условий для развития Интернета позволит более полно использовать потенциал Интернет-экономики. Примечательно, что рост ИИИИ среди украинских предприятий на 10 пунктов добавит 1 процентный пункт к темпам роста ВВП страны. Если бы такое произошло в 2012 году, то экономика Украины получила бы дополнительные 14 млрд грн.

 Сегодня в Украине создана современная инфраструктура для доступа бизнеса к Интернету, и украинские компании имеют достаточные технические возможности для его эффективного использования. Так, у 76% предприятий доступ к Интернету имеют все компьютеры, а 79% респондентов используют широкополосное проводное подключение.

 Однако способы использования Сети сегодня ограничиваются всего несколькими наиболее популярными решениями. Прежде всего украинские предприятия используют Интернет, чтобы заявить о своем существовании и проинформировать о своей деятельности. Собственный веб-сайт имеют 62% опрошенных респондентов. Онлайн-рекламу размещает 34% украинских компаний, при этом 25% из них делают это реже одного раза в год. Продвижением компании через социальные сети занимается 22% респондентов. Около трети предприятий закупают продукцию для своих нужд в Интернет-магазинах, но продажей своей продукции через Интернет занимается только 12% компаний.

 Хуже всего ситуация в сельском хозяйстве и строительстве, где Интернет используется минимально, хотя уровень использования Интернет-рекламы строителями соответствует среднему уровню для всех отраслей (32%). Промышленные предприятия предпочитают размещать в Сети объявления о закупке продукции и услуг. Особенностью компаний гостинично-ресторанного бизнеса является более активное использование социальных сетей для размещения информации про компанию. Самыми активными пользователями выступают транспортные компании, турагентства и розничная торговля.

 Географически пальма первенства принадлежит Киеву и области. Столичный бизнес чаще обновляет информацию на вебсайтах, в соцсетях и размещает платную онлайн-рекламу. Отстают регионы: Северный (меньше собственников вебсайтов), Западный ( реже обращаются к онлайн-рекламе и поиску персонала через Интернет), Восточный (меньше пользуется Интернет-магазинами для закупки продукции для нужд бизнеса).

 К сожалению, украинские предприятия еще недостаточно активно используют Интернет-возможности и для организации эффективной совместной работы. Так, уровень использования таких сервисов, как передача данных с мобильных устройств на сервер, веб-конференции, использование облачных сервисов для совместной работы над документами и планирования составляет среди опрошенных менее 20%.

 Для совместной работы больше всего используют IP-телефонию (56%) и удаленный доступ к рабочему месту (55%).

 Исследование показало, что предприятия, активнее использующие Интернет, имеют лучшие возможности для роста своих доходов по сравнению с предприятиями, которые используют Сеть менее активно.

 В целом же, результаты исследования показывают, что создание благоприятных условий для развития Интернета и популяризация его использования среди предприятий Украины позволят более эффективно использовать его потенциал. В свою очередь, более высокая интенсивность использования Интернета позволит ускорить рост экономики Украины.

 Исследование проводилось компанией JfKУкраина по заказу Google Украина в июне-июле 2013 года среди руководителей и заместителей руководителей 1017 украинских предприятий, которые имеют не менее 4 компьютеров. Выборка является репрезентативной для украинских предприятий по количеству работников, регионам и отраслям. Статистическая погрешность не превышает 3,1%.