Мы все угодим в эту сеть

0
175 views

Леонид ШВЕЦ, «Газета по-киевски»

"Я он-лайн – значит, я существую!" – сможет без особой натяжки заявить о себе человек в недалеком будущем

Только-только наши граждане, да и то далеко не все, стали привыкать к тому, что они еще и «юзеры», а интернет тем временем никого не ждет – рвется к новым вершинам. Web 2.0, Web 3.0… Поспеть бы!  Что там ждет нас на виртуальном горизонте?

Кто не успел, тот опоздал

Когда мы говорим о будущем, сложно удержаться от оценки в духе: будет лучше. Это не так, а для кого-то совсем не так. Автомобиль быстрее коня, но вот лучше ли? Конюхи, шорники, извозчики, дети, художники, да и сама природа, чихающая от выхлопных газов и укатанная в асфальт, думаю, возразили бы. Что вовсе не означает, будто надо ложиться поперек пути прогресса. А вот что по-настоящему важно, так это не оказаться в результате на месте шорников: и хороша сбруя, просто загляденье, только вот хоть на себя надень да носи – никому не нужна…

Глобальная сеть – это место пересадки человечества не только на другие скорости – скорости мышления, общения, принятия решений, их реализации, – но и пространство в целом иначе организованной жизни. Отстать от развития интернета и означает в буквальном смысле отстать от жизни. Преувеличение? Нисколько.

Дорогу Web 2.0!

В развитии интернета можно насчитать несколько важных вех, и одна из них пришлась на конец 2005 года, когда Тим О’Рейли, издатель компьютерной литературы и аналитик новейших технологических тенденций, ввел в широкий оборот термин «Web 2.0». Новый индекс, присвоенный мировой паутине на манер более совершенной версии программного продукта, обозначил переход интернета к иному  качеству. Эпоха, когда каждая сапожная лавка, магазин сантехники или политик из интернет-обеспеченного захолустья всенепременно заводили свой собственный сайт, закончилась. Они оказались – вот ведь странность! – неинтересны пользователям. Сейчас люди в глобальной сети больше всего интересны… сами себе.

Сумасшедшими темпами развиваются сервисы, дающие возможность вести дневники, обмениваться фотографиями и видео, обсуждать новости и общие проблемы, самовыражаться и оценивать самовыражения других. Все это не требует каких-то специальных знаний, как еще недавно требовалось для создания своего, пусть самого простенького, сайта. Кроме того, в подавляющем большинстве эти сервисы бесплатны, что заставляет чесать себя в затылке интернет-бизнес: вот она, туча потенциальных клиентов, а как на них заработать, пока неясно. Чуть появляются какие-то сложности с проплатой или попытками всучить рекламу, стайки юзеров вспархивают и перелетают на более теплые интернет-площадки, то есть туда, где их свободу ценят и уважают. Прошли времена, когда зашел в нет – и ешь, что дают. Нынче пользователь в интернете – главный.

В Сети свои сети – социальные 

Социальные сети – вот непременный атрибут при описании Web 2.0. Для человека никогда не было задачи важнее, чем найти себя и «своих». Почему же в интернете все должно быть иначе? Вот и сбиваются люди в эдакие приятные и полезные кучки – сетевые сообщества. Иногда они формализуются, обрастают собственным интернет-адресом, вводят необходимость регистрации, а значительно чаще образуются стихийно. Происходит это просто: пользуясь одним из многочисленных сервисов, вы заводите себе блог – сетевой дневник, и не обязательно туда регулярно записывать, чем вы сегодня позавтракали, и мысли о прочитанном. Читая блоги других пользователей, вы заносите самых вам интересных в категорию «френдов». Перевод в «друзья» в этом случае сильно не отражает действительности: это могут быть и настоящие враги, мнение которых вам любопытно. Так вы формируете свою уникальную «френд-ленту»: персональный сайт, интегрирующий самые свежие обновления интересующих вас блогов. Вот насколько разнообразны ваши интересы, от ухода за зябликами до агротехнических проблем в пустыне Гоби, настолько специфична будет эта лента. Необходимость  бегать специально на каждый блог-сайт по отдельности отпадает. Зато вы всегда знаете, что минуту назад написал Иванов, как его прокомментировал Петренко, да и сами можете вставить свои пять копеек в интересное обсуждение.

При том, что главным свойством  Web 2.0 называют интерактивность, тут нет никакой принудиловки к разговору. Считается, что из ста человек один наполняет интернет уникальным контентом – пишет тексты, размещает фото и видео, десять участвуют в обсуждении, а подавляющее большинство из остальных лишь последят за беседой. Если учесть, что в сети все чаще встречаются известные ученые, писатели и прочие знаменитости, то у юзера появляется уникальная возможность поговорить с иначе недосягаемыми социальными величинами, а то и просто посидеть в уголке, послушать-посмотреть, как и о чем незаурядные люди разговаривают. Разве не любопытно? А главное, быть с тем, кто тебе по-настоящему интересен, а не навязан императивами географии, социального статуса и прочими условными цепями. В Сети человек все больше становится самим собой.

Что нам готовит Web 3.0?

Одни еще не второпали, что оно за такое, этот интернет, другие еще не разобрались в возможностях и перспективах Web 2.0, а третьи тем временем пытаются угадать, куда же двинет этот процесс дальше. Конечно, тут всегда есть риск увлечься дирижаблями и не заметить перспектив конструкций, которые тяжелее воздуха, – иными словами, выдумать неправильное будущее, но это не должно сдерживать фантазию.

Профессионалы от интернета рисуют следующую картинку. Прежде всего, отпадет само понятие «он-лайн», поскольку человек будет находиться в сети все 24 часа в сутки. Мобильные и сверхскоростные средства доступа позволят снять привязку к рабочему месту с компьютером. Вы всегда и везде есть, только в разной степени доступа.

Кстати, уже сейчас активно идут разговоры о «работнике 2.0», «предприятии 2.0», когда законтрактованные фри-лансеры обеспечивают заказ, не вынуждая работодателя тратиться на аренду больших рабочих площадей, оргтехнику, отслеживание времени, просиженного работником в конторе. Попутно облегчается транспортная проблема, ведь не нужно доставлять многотысячные массы народа к присутственным местам. Человек сам подбирает себе удобную конфигурацию рабочего и, соответственно, личного времени. Это совсем иной уровень взаимного доверия и ответственности в рабочих отношениях. Одни восхищаются и называют такое будущее коммунизмом, другие склонны видеть тут тотальное рабство, когда ты нигде не один, а выключить кнопку «сеть» –  равносильно самоубийству. Но это уже из области оценок «лучше-хуже». Ясно одно: будет совсем иначе, и готовиться нужно уже сейчас. Любопытно, черт побери. 

Web 1.0
n  Используя интернет-окна, вы «ходите» на интересующие вас сайты.
n  Сайты выстраиваются, как здания, где вместо комнат – страницы.
n  Информацию в Сеть выкладывают специалисты: программисты, веб-дизайнеры. Иметь свой сайт – накладно.

Web 2.0
n  Помимо «хождения» в интернете, у вас есть возможность получать часть информации непосредственно на компьютер.
n  Некоторые сайты выстраиваются как комбинации из информации, собранной на других сайтах.
n  Наполнять интернет информацией получает возможность каждый. Сайты Web 2.0 – словно коробки карандашей, с помощью которых самовыразиться может любой.

Web 3.0
n  Вы не «ходите» в интернет, информация приходит к вам.
n  Информация компонуется по индивидуальным приоритетам, избранным темам в любой выбранной комбинации.
n  Любой созданный вами контент – текст, рисунок, фото, видео – по желанию, в любой момент может оказаться в общем или частичном доступе.

По версии Иехуды Берлингера
(Web 2.0 Journal, 14.06.2006)

Что такое блог?

Слово weblog впервые употребил Джорн Бергер в своем интернет-дневнике 17 декабря 1997 года, сократив выражение logging the web – «записывая события Сети». В апреле 1999 года автор другого дневника, Питер Мерхольц, «поигрался в слова», превратив  веблог в «we blog» – «мы делаем блог». С тех пор «блог» – название любого интернет-дневника и английский глагол, означающий его ведение.

Web2.0 в цифрах

n  Количество блогов за год увеличилось почти втрое: если в октябре 2005 г. их количество чуть превышало отметку 20 млн, то сейчас блогосфера вплотную подобралась к отметке 60 млн. Каждый день во всемирной сети появляется 100 000 новых блогов. В час авторы пишут более 54 тысяч постов.
Данные по отчету компании Tecnocrati  за октябрь 2006.

Сейчас насчитывается более чем 1 миллион 150 тысяч русскоязычных блогов. В среднем, каждый час появляется 100 новых. Основные блог-сервисы: Livejournal.com, Liveinternet.ru, Diary.ru. Всего же их 14. Портрет среднего русскоязычного блоггера: девушка 21 года от роду, москвичка, студентка. По количеству блоггеров безоговорочно лидируют Москва и Петербург: 79% всех русскоязычных пользователей.
Данные Яндекс