Компьютеризация всей страны

0
627 views

На компьютеры украинцы ежегодно тратят более $1 млрд

В этом году компьютерный парк Украины увеличится до 4 млн систем — чуть более восьми ПК и ноутбуков на 100 украинцев. На данный момент уровень компьютеризации страны в два раза ниже, чем в Польше, в три — чем в Чехии. То есть украинский рынок ПК далек от насыщения. «Как минимум до 2010-2011 годов рынок будет расти», — уверен аналитик IDC Украина Андрей Головных. Однако пик роста продаж компьютеров уже миновал.

Прогнозируется, что совокупные продажи компьютеров в Украине вырастут почти на 40%. К концу года, по разным оценкам, будет продано от 1,2 млн до 1,5 млн персональных компьютеров — 0,95-1,2 млн настольных ПК ($750 млн) и 250-300 тыс. ноутбуков ($225 млн). В последующие годы темпы роста несколько снизятся. «Рынок ПК будет расти минимум на 15-20% ежегодно», — считает коммерческий директор по закупкам ООО «МКС» (сеть магазинов «МКС») Валерий Галаницкий. Примерно к 2011 году ежегодные продажи вырастут до 2,5-3 млн ПК, а компьютерный парк увеличится до 12-13 млн шт.

Что и как покупают

Эра настольных компьютеров продлится еще, как минимум, три года. Хотя последние два года рост продаж ноутбуков значительно выше, чем настольных систем. В прошлом году сегмент лэптопов увеличился на 144%, в этом — почти на 130%. В компании МКС считают, что к 2010 году доля настольных систем может уменьшиться до 50%. «В США продажи настольных компьютеров уже снизились до 30-40%, в Европе — до 50%. В нашей сети на десктопы все еще приходится 70% продаж, но их доля стабильно уменьшается», — констатирует Галаницкий.

«Если украинские министерства и ведомства будут так же интенсивно использовать мобильные технологии, как государственные структуры в Восточной Европе, в течение трех-четырех лет продажи ноутбуков и настольных компьютеров сравняются», — считает руководитель подразделения персональных компьютерных систем НР в Украине Сергей Кадулин.

Рынок настольных систем почти полностью принадлежит украинским сборщикам. Причем из года в год растет доля брендированой продукции, что связано с увеличением продаж ПК через сети супермаркетов и укрупнением отечественного сборочного бизнеса. «В регионах розничная торговля становится более цивилизованной. Люди стремятся покупать технику в комфортных условиях: сетевых магазинах компьютерной техники или супермаркетах электроники», — объясняет директор розничной сети компании DiaWest (сеть магазинов «Комп’ютерний світ») Юрий Приходько. «К 2008 году доля специализированных магазинов и сетей бытовой электроники в розничных продажах превысит 50%», — уверен Валерий Галаницкий

По подсчетам IDC, около 35% продаваемых десктопов собраны десятью крупнейшими украинскими компаниями — АМИ, Версия, DiaWest, Еverest, К-Трейд, Compass, МКС и т. п. Около 60% систем приходится на долю мелких сборщиков, продуцирующих, как правило, безымянные ПК, основной канал сбыта которых — магазинчики и интернет. Настольные ПК зарубежных производителей (HP, Dell, Fujitsu Siemens и др.) уже не пользуются таким спросом, как в 90-х. Их доля не превышает 5%.

Три-четыре года назад большинство украинцев предпочитали недорогие настольные системы (до $500). Сейчас основной доход сборщикам компьютеров приносят модели среднего уровня (стоимость системного блока $500-800). Рост продаж более дорогих компьютеров эксперты связывают в первую очередь с развитием потребительского кредитования (для дома в кредит покупают каждый четвертый ПК).

Сергей Кадулин отмечает, что предпочтения потребителей с каждым годом смещаются в сторону более качественных, и, соответственно, более дорогих моделей: «Увеличение доли дорогих систем неизбежно, поэтому украинский рынок сулит международным брендам (традиционно работающим в верхнем ценовом сегменте. — Прим. Контрактов) хорошие перспективы»

Системные интеграторы усиливают позиции в корпоративных продажах. «Крупные компании обращаются к лидерам рынка. При этом желают получить все услуги из одних рук. Небольшие фирмы закупают ПК, где получится и где цена ниже», — констатируют в DiaWest.

А вот доход магазинов от реализации комплектующих уменьшился до 10-15%. В конце 90-х чуть ли не половина компьютеров собиралась «на коленке». Сегодня запчасти приобретаются, в основном, для апгрейда. Украинцы готовы переплачивать 15-20% за кредит, но в итоге получать гарантию на 2-3 года и выплачивать деньги по частям. Удобно и не сердито.

Интересно, что рост рынка практически не повлиял на продажи лицензионного ПО. «С лицензионными операционными системами приобретается половина компьютеров», — подсчитали в офисе Майкрософт Украина. За авторские права платит в основном корпоративный клиент — причем чуточку больше чем раньше. Что связано, скорее, с введением уголовной ответственности должностных лиц компаний за использование краденного ПО. Кроме ОС Windows, покупают лицензионные Microsoft Office XP, 1C, антивирусные программы. «Программы приобретают, как правило, у системного интегратора. Реже — у дистрибьютора программного обеспечения», — уточняет Юрий Приходько.

Главный двигатель прогресса

Основной стимул для замены компьютера — моральное устаревание техники. Например, неспособность обеспечить быструю работу новой операционной системы (ОС) или игр. Но если требования компьютерных игр к «железу» неуклонно растут, то новую операционную систему компания «Майкрософт» не выпускает уже несколько лет. Однако в ближайшие месяцы в продаже появится новая система Windows Vista, и, как считают эксперты, многие ПК, приобретенные до 2002 года, придется заменить или апгрейдить.

    Средний срок службы компьютера составляет 6-7 лет. Но при переходе от одного поколения ОС к другому (Windows-95, Windows-98, Windows XP), требования к производительности ПК возрастают в полтора-два раза. В дальнейшем, по мнению директора розничной сети компании DiaWest Юрия Приходько, новый компьютер взамен старого украинцы будут покупать раз в 3-4 года.

 

(с) Андрей БЕРЕЖАНСКИЙ, «Галицькі контракти»