«Киевстар»: итоги Q 2013

0
311 views

Состоялось очередное заседание клуба «067», посвященное результатам работы компании «Киевстар» во втором квартале 2013 года. Питер Берг, директор по маркетингу, и Святослав Горбань, директор по коммерции и стратегическому развитию компании, рассказали об итогах работы и перспективах на будущее. Во II квартале 2013 года чистый доход «Киевстар» составил 3,2 млрд гривен. Компания инвестировала в развитие сети 383 млн грн, уплатила государству 1, 298 млрд грн налогов.

В целом, как видим, результаты неплохие. Во II квартале 2013 года количество домохозяйств, пользующихся Интернетом от «Киевстар», выросло на 38%, а доходы от этого бизнеса – на 55%. Абоненты мобильной связи получили новые тарифные предложения, с большими объемами нетарифицируемых минут и Интернета. Количество абонентов мобильной связи выросло по сравнению с 2012 годом на 6% (до 25,6 млн.). А доход от мобильного Интернета возрос на 10%.

В сравнении с аналогичным периодом прошлого года чистый доход компании уменьшился на 1%. Сегмент мобильной связи также принес компании на 2% меньше, чем во 2 квартале 2012 года. Однако доходы от фиксированного сегмента выросли на 7% (до 265 млн грн.).

На результаты квартала повлияло уменьшение абонентами мобильной связи ежемесячных расходов благодаря выбору предлагаемых им более дешевых пакетных тарифов и региональных тарифных планов с уменьшенной абонентной платой.

Как отмечают аналитики «Киевстар», рынок мобильной связи Украины практически замер из-за отсутствия доступа операторов к новым драйверам роста, таким как технологии 3G/LTE.

Однако на фоне стагнации рынка мобильной связи активно развивается широкополосный Интернет для домохозяйств и бизнес в мультимедийных продуктах. Количество домохозяйств, пользующихся услугой «Домашний Интернет» от «Киевстар», достигло почти 700 тысяч. Это на 38% больше, чем во 2 квартале 2012 года. Доход от этого бизнеса вырос на 55%. Благодаря услуге «Домашний Интернет» клиенты «Киевстар» получают доступ к 100 Мб/с Интернету, который сейчас невозможно заменить никакими мобильными технологиями.

Кроме того во II квартале 2013 года «Киевстар» начал развитие инновационного направления – мобильная коммерция. Клиентам предложена услуга «Мобильные деньги», которая дает возможность оплачивать товары и услуги других компаний с использованием мобильного телефона. Всего за месяц клиенты «Киевстар» совершили около 10 тысяч транзакций с использованием этой услуги. Также «Киевстар» первым среди телеком-операторов Украины ввел в тестовом режиме услугу NFC-платежей в партнерстве с известными банками. Эксперты «Киевстар» считают мобильную коммерцию прогрессивным направлением, который имеет потенциал для роста. К концу 2013 года «Киевстар» планирует запустить еще несколько таких продуктов.

Значительный рост есть и в услугах цифрового контента. Доход от этого направления вырос на 47% по сравнению со II кварталом 2012 года. Количество загрузок мобильных приложений, игр и программ достигло 5,5 млн. Ассортимент онлайн-книг в «виртуальной» библиотеке для клиентов «Киевстар» увеличился вдвое. Уже 60 тысяч абонентов «Киевстар» пользуются видео-порталом, где можно просматривать с мобильного телефона фильмы, записи ТВ-программ, спортивных соревнований и т.д.

Следует отметить, что во II квартале 2013 года произошло важное изменение в методологии учета активных SIM-карт. С целью установления адекватного для насыщенного телеком-рынка учета «Киевстар» начал учитывать как активные только те SIM-карты, по которым в течение трех месяцев были получены платные услуги. Ранее активными считались также SIM-карты, с которых осуществлялись вызовы на бесплатные номера, вызовы за счет бонусов и т.д. По новой методологии, на 30 июня 2013 года количество абонентов мобильной связи «Киевстар» составляет 25,62 млн. Это на 6% больше, чем во II квартале 2012 года. Показатель ARPU (средний доход от клиента) уменьшился на 10% по сравнению со II кварталом 2012 года. На ARPU повлияли введенные во II квартале 2013 года новые пакетные предложения для массового рынка, которые позволили абонентам оптимизировать затраты, более дешевые предложения мобильного Интернета, снижение почти вдвое цен международного роуминга в наиболее популярных направлениях.

Во II квартале 2013 года абоненты в среднем использовали 486 минут в месяц, что на 6% меньше по сравнению с прошлым годом. Эксперты «Киевстар» отмечают постепенное замещение голосовых услуг мобильным Интернетом и дополнительными услугами. Так, на фоне снижения на 6% голосового трафика (MoU) использование мобильного Интернета увеличилось почти на 46% по сравнению со II кварталом 2012 года.

Во II квартале 2013 года «Киевстар» продолжал развитие пакетной тарифной модели. В частности, появилась новая линейка пакетных «миксованных» тарифов, где в абонентскую плату включены объемы нетарифицируемых минут, SMS, мегабайт Интернета. Для абонентов в 13 областях Украины введены региональные предложения по специальной низкой цене на звонки на другие сети по 0,35 грн/мин.

Снижены цены на услуги мобильного Интернета. Клиенты, которые подключат безлимитный Интернет (услуга «Интернет без границ») на месяц, платят абонплату всего 0,9 грн в день, без взимания платы за использованные мегабайты. Для клиентов, пользующихся мобильным Интернетом время от времени, введена новая услуга «День онлайн» – плата всего 2,5 грн за неограниченное количество мегабайт, которая взимается только в тот день, когда клиент пользуется интернетом. Благодаря этому использование Интернет-трафика увеличилось на 46% до 1,753 ТБ за квартал, доходы от мобильного Интернета – на 9,6%. Во II квартале 2013 года мобильным Интернетом пользовалось 10,9 млн клиентов, это на 2,5% больше, чем во II квартале 2012 года.

Операционная прибыль EBITDA во II квартале 2013 года составила 1,536 млн грн при марже 48,0%, что на 6% ниже по сравнению со II кварталом 2012 года. Среди факторов, повлиявших на этот показатель, стало увеличение на 8% платы за использование радиочастотного ресурса, рост затрат на электроэнергию, а также изменение во II квартале 2013 года тарифов для промышленных предприятий. Также увеличились расходы на привлечение новых и удержание существующих абонентов, в частности, дилерские комиссионные выплаты.

Во II квартале 2013 года «Киевстар» увеличил на 14% инвестиции в инфраструктуру, относительно прошлого квартала. Это связано с работами по модернизации сети. Продолжается постепенное замещение оборудования базовых станций новым оборудованием, которое может использоваться для предоставления услуг 3G/LTE. Во II квартале 2013 года увеличена емкость базовых станций, расширены каналы магистральной сети. Общая сумма инвестиций во II квартале 2013 года составила 383 млн грн. Во II квартале 2013 года компания перечислила в бюджет Украины более 1,298 млрд гривен налогов и сборов. В мае 2013 года Ассоциация налогоплательщиков Украины отметила «Киевстар» как компанию, которая платит в Украине наибольшую сумму налогов из всех предприятий отрасли транспорта и связи.

Резюмируя достигнутые результаты, Питер Берг, директор по маркетингу «Киевстар» отметил: «Главным фактором, формирующим карту телеком-рынка Украины, является отсутствие доступа операторов к новым драйверам роста – технологиям 3G/LTE. В этих условиях главными инструментами, которые позволят операторам удерживать рентабельность, является более эффективное управление ценовыми моделями и развитие новых направлений бизнеса. Наибольший приоритет получает качество обслуживания клиентов. «Киевстар» в следующем полугодии 2013 года изменит работу по обслуживанию абонентской базы в направлении совершенствования всех процессов и процедур, а также продолжит развитие новых перспективных бизнесов – Интернет для домохозяйств, мобильная коммерция, мультимедиа».