Мобильный интернет: первый украинский WAP-сайт и многое другое

В этом году Украина отмечает 20 лет с момента совершения первого звонка по мобильному телефону. Специально к юбилею мы запустили ряд ежемесячных информационных материалов «Мобильный зодиак», каждый из которых посвящен той или иной мобильной услуге или технологии и содержит интересную статистику, факты и другую информацию. Сегодняшний материал посвящен мобильному доступу в интернет.

 

В наши дни уже никто не сомневается, что уже через несколько лет доступ в интернет с мобильного устройства будет соизмерим по скоростям с проводным доступом, по крайней мере, при загрузке сайтов. А ведь всего лишь 20 назад сама идея доступа в интернет в любой точке Украины, да еще и без проводов, была чем-то невозможным.

 

Краткая история в мире

 

Появление мобильного интернета в мире обязано внедрению технологии CSD в сетях второго поколения связи. Собственно, возможность доступа в интернет с мобильного устройства и стала основным признаком сетей связи второго поколения. Первое мобильное устройство, способное выходить в интернет, появилось в 1998 году, однако хитом услуга сразу не стала ввиду своей дороговизны и неспешности (рабочая скорость на уровне 8-10 кбит/с – даже по вчерашним меркам это очень мало).

 

Реальный рост популярности начался лишь через два года, когда распространение получила технология WAP. В то же время появились специальные WAP-сайты, адаптированные к просмотру на маленьких экранах, к тому же, отличающиеся малым объемом данных.

 

А настоящая революция в области мобильного интернета началась с появления технологии пакетной передачи данных GPRS, основным отличием которой от CSD стала возможность пользователя оплачивать не время нахождения в интернете, а фактическое количество загруженной или переданной информации, что, несомненно, удобнее. Хотя значительного выигрыша в скорости GPRS не давала. Скорость передачи данных в GPRS составляла до 171,2 кбит/с, но на практике она была меньшей – 30-60 Кбит/с. В первую очередь это связанно с загрузкой сети и особенностями самой технологии, где приоритет у голосового трафика, то есть пакетная передача данных осуществляется после того, как абонент закончил разговор и освободил линию для передачи данных. Технология GPRS по принципу работы аналогична интернету: данные разбиваются на пакеты и отправляются получателю (необязательно одним и тем же маршрутом), где происходит их сборка.

 

Переход с GPRS на стандарт EDGE, который начался с 2003 года, задал рынку новый уровень скорости передачи информации, сделав возможным переход от WAP-сайтов к мобильным версиям интернет-страниц, предоставляющим практически полный функционал «взрослых» сайтов, а затем и к обычным веб-сайтам. Кстати, EDGE относят к «промежуточной» технологии – 2,5G.

 

Сегодня, по оценкам Международного института электросвязи (ITU), в мире насчитывается около 6 млрд. пользователей мобильной связи, среди которых – приблизительно 2,3 млрд. человек пользуются мобильным интернетом. То есть, мобильный интернет есть у каждого третьего абонента мобильной связи в мире.

 

Мобильный интернет в Украине

 

В Украине мобильный интернет, как и во всем мире, начался с внедрения в сети МТС (тогда еще UMC) технологии CSD в 1997 году. Однако рост популярности мобильного интернета начался с августа 2000 года, когда оператор запустила услугу «Prostir». Это был WAP-сайт, на котором был собран разнообразный контент, адаптированный для просмотра на экранах первых телефонов: международные и украинские новости, новости регионов, спортивная информация, текущий курс валют, прогноз погоды, гороскоп и, конечно же, анекдоты. Сайт также позволял узнавать о ситуации на дорогах столицы и даже следить за маршрутом посылки DHL.

 

Интересно, что одной из функций сервиса «Prostir» был доступ к электронной почте прямо на мобильном телефоне. В течение первого месяца эта услуга была бесплатна. К концу года количество WAP-пользователей достигло 5% от всех украинских мобильных абонентов.

 

Информационное наполнение службы «Prostir» обеспечивали известные украинские поставщики контента – GALA.Net, информационное агентство УНИАН и англоязычная газета «KyivPost».

 

В феврале 2002 года МТС начинает предоставлять своим ключевым абонентам услугу доступа в интернет с использованием технологии GPRS. Переход на технологию EDGE был начат в 2003 году. А уже в начале 2008 года EDGE от «МТС Украина» стал доступен на всей территории покрытия сети оператора, т.е. на 98% территории Украины.

 

В этом же 2008 году МТС параллельно начинает предоставлять услуги передачи данных другого стандарта (не GSM) – CDMA2000 1xEV-DO, который относится к связи поколения 3G. На основе данной технологии оператор запускает услугу «МТС Коннект 3G». Заявленная максимальная скорость – 3,1 Мб/с, средняя – на уровне 0,2-0,8 Мб/с, что значительно больше скоростей GSM (EDGE).

 

В апреле 2012 года в рамках национальной программы по повышению качества собственной CDMA-сети, МТС увеличила емкость около 400 существующих базовых станций по всей территории Украины и установила порядка 200 новых базовых станций. Наибольшее внимание при модернизации сети было уделено ее сегментам в Киеве, Донецке, Харькове, а также в областях этих городов.

 

Модернизация также коснулась ядра CDMA-сети – произведено обновление программного обеспечения ядра сети, что позволило дополнительно увеличить емкость сети за счет внедрения новых оптимизированных алгоритмов по распределению нагрузки по несущим каналам базовых станций и между самими базовыми станциями.

 

В июле 2012 года оператор объявил о внедрении нового стандарта передачи данных CDMA2000 1x EV-DO Rev.B на своей сети в Киеве и Киевской области, что позволило в три раза повысить скорость передачи данных для пользователей услуги «МТС Коннект 3G».

 

Мобильный интернет-доступ сегодня

 

На текущий момент абоненты МТС – самые активные пользователи мобильного интернета на украинском рынке с ежедневным уровнем потребления более 50 ТБ. В целом за 2012 год через свои мобильные устройства они загрузили/передали более 10 ПБ данных, что на 27% больше, чем за аналогичный период позапрошлого года и в 2,5 раза больше, чем в 2010 году. На просмотр видео такого объема потребовалось бы более двух тысячелетий (2220 лет[i]). В то же время объем данных эквивалентен объему 9,7 миллионов полнометражных фильмов[ii].

 

Наиболее популярными ресурсами среди пользователей мобильного интернета остаются социальные сети: «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook и Twitter. Они составляют почти 57% запросов через браузер или специализированные приложения для смартфонов. На втором месте – сервисы электронной почты (около 15%), далее идут облачные сервисы для хранения данных (более 10%) и новостные ресурсы (около 10%).

 

***

За дополнительной информацией обращайтесь:

 

Влад Войтович

Отдел связей с общественностью

«МТС Украина»

тел.: +380 50 1103134

e-mail: vvoitovich@mts.com.ua

 

Сеть ПрАО «МТС Украина» охватывает более 98% территории Украины, на которой проживает 99% населения. Компания обслуживает более 20,76 млн. абонентов. Компания владеет лицензиями на предоставление мобильной (стандарт GSM-900/1800, CDMA-450), стационарной и международной/междугородней связи, а также предоставляет услуги международного роуминга на пяти континентах. Выручка за 2012 год составила 9,7 млрд. гривен. Дополнительную информацию о компании можно найти на сайте www.mts.com.ua

 

«МТС Украина», 100% дочерняя компания ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), ведущего телекоммуникационного оператора в России и странах СНГ. Консолидированная абонентская база компании, без учета абонентской базы «МТС Беларусь» составляет порядка 100 миллионов абонентов. МТС и ее дочерние компании оказывают услуги в стандарте GSM во всех регионах России, а также в Армении, Беларуси, Украине и Туркменистане; в стандарте UMTS – во всех регионах РФ, в Армении, Беларуси; в стандарте CDMA-450 – в Украине. Компания также предоставляет услуги фиксированной связи и кабельного телевидения во всех федеральных округах России и в Украине – количество абонентов платного домашнего телевидения МТС составляет более 3 миллионов домохозяйств, количество абонентов широкополосного доступа в Интернет – более 2 миллионов. В 2012 году бренд МТС пятый год подряд вошел в топ-100 самых дорогих брендов в мире по рейтингу BRANDZ™, опубликованному международным исследовательским агентством Millward Brown, и признан самым дорогим телекоммуникационным российским брендом. С июня 2000 года акции МТС котируются на Нью-йоркской фондовой бирже под кодом MBT. Дополнительную информацию о компании можно найти на сайте www.mts.ru

 

***

Некоторые заявления в данном пресс-релизе могут содержать проекты или прогнозы в отношении предстоящих событий или будущих финансовых мероприятий Компании в соответствии с положениями Законодательного акта США о ценных бумагах от 1995 года. Такие утверждения содержат слова «ожидается», «оценивается», «намеревается», «будет», «мог бы» или другие подобные выражения. Мы бы хотели предупредить Вас, что эти заявления являются только предположениями, и реальный ход событий или результаты могут отличаться от заявленного. Мы не намерены пересматривать эти заявления с целью соотнесения их с реальными результатами. Мы адресуем Вас к документам, которые Компания посылает Комиссии США по ценным бумагам и биржам, включая форму 20-F. Эти документы содержат и описывают важные факторы, включая те, которые указаны в разделе «Факторы риска» формы 20-F. Эти факторы могут быть причиной расхождения реальных результатов от проектов и прогнозов. Они включают в себя: возможные изменения по квартальным результатам, условия конкуренции, зависимость от развития новых услуг и тарифных структур, быстрые изменения технологических процессов и положения на рынке, стратегию приобретения, риск, связанный с инфраструктурой телекоммуникаций, риск работы на украинском рынке и странах СНГ, колебания котировок акций, риск, связанный с финансовым управлением, а также появление других факторов риска.



[i] При расчетах принималось, что объем двухчасового видео в компьютерном формате составляет около 1 ГБ

[ii] При расчетах принималось, что объем одного видео составляет в среднем 1 ГБ