КТ в мешке

0
271 views

$150 миллионами украинского рынка кабельного ТВ заинтересовались иностранцы

$142 за абонента

Сразу несколько иностранных компаний, по информации Контрактов, присматриваются к украинскому рынку кабельного ТВ. Они готовы не только инвестировать в кабельные сети, но и покупать компании. Правда, «бизнес под ключ» будет стоить им немалых денег. Мой знакомый уже вычислил по европейской формуле стоимость своего кабельно-телевизионного бизнеса. Месячную абонплату (20 грн) он умножил на 12 (годовой трансляционный цикл) и на три года окупаемости средств, вложенных в приобретение сетей. Получилось, что один абонент стоит 720 грн, или $142. Соответственно, за 3 тыс. абонентов инвестор должен выложить $426 тыс. Это тот минимум, за который мой знакомый готов начинать разговор о продаже своего бизнеса.

Сколько зарабатывают*

Выставлять европейские цены за кабельные сети (в Польше, например, один абонент стоит $350-550) украинских операторов вдохновляет инвестиционная привлекательность кабельного бизнеса, которая с недавних пор еще больше возросла. Местные органы власти на заре кабельного телевидения административно поделили отечественный рынок, закрепив за операторами самые интересные районы информвлияния. Итак, сегодня процесс кабелизации Украины почти завершен, начиная с городов с 10-тысячным населением и заканчивая мегаполисами-миллионниками. Теперь эти рыночные наделы можно разве что перекупить. Кроме того, сети, которые несколько лет назад еще не были собственностью кабельщиков, сейчас находятся на их балансе, то есть являются материальным предметом торга.

Чем принимают*

Наконец, при нынешней динамике рынка платежеспособный спрос на услуги кабельного телевидения уже в этом году может увеличиться до $150 млн. При этом рентабельность бизнеса с недавних пор не падает ниже 20%.

Скрытый потенциал украинского рынка кроется в 50% населения, еще не имеющего кабельного телевидения. Правда, эти потенциальные абоненты живут в автономных одноэтажных строениях, себестоимость строительства сетей до которых, по сравнению с прокладкой кабеля в урбанизированных районах, возрастает в десятки раз.

Впрочем, на выгодную продажу, считают эксперты, из 700 украинских операторов (по данным Нацсовета по телевидению и радиовещанию) могут рассчитывать лишь 60-70% — те, кто работает на рынке «по-белому». А на самую высокую оценку бизнеса — лишь треть игроков, владельцы современных, с точки зрения технологий, сетей.

Кто идет

На украинские кабельные сети нацелилась компания UPS, контролирующая медиа в Польше, Румынии и Западной Европе. UPS ведет переговоры о его покупке с одним из самых мощных телекоммуникационных предприятий в Днепропетровске. По неофициальной информации, на кону стоит 100-тысячный «пакет» абонентов, оцениваемый почти в $20 млн.

Можно ожидать также форсированного входа на рынок российского капитала с московской пропиской.

Для европейских компаний, считают эксперты, приоритетными станут операторы с легальными сетями, которые после международного аудита будут знать свою красную цену. Местные инвесторы в этом процессе выполнят для восточных и западных купцов подготовительную черновую работу: они будут покупать не совсем «белые» украинские компании, приводить их в надлежащее состояние и выставлять на продажу.

Свой инвестор

Иностранцы уже присутствуют на украинском рынке кабельного телевидения. Несколько лет назад инвесткомпания «Сигма Блейзер» на базе двух проблемных столичных операторов — «Киевтелемонтаж» (КТМ) и «Интервидео-Киев» (ИВК), в реестре каждой из которых было по 200 тыс. абонентов, создала новую структуру — «Воля», насчитывающую сейчас 800 тыс. абонентов.

Правда, эта сделка не является чистым заходом иностранного инвестора на украинский рынок. Американский фонд совместного пользования «Сигма Блейзер» создан выходцами из Украины.

По словам некоторых членов Союза кабельных операторов, с тех пор Сигма Блейзер активно скупает операторов кабельного телевидения. Например, утверждают, что во Львове инвесткомпания контролирует Львов-КТБ. Но, как отмечают кабельные операторы, к которым обращались украинцы-американцы с предложением продать бизнес, Сигма Блейзер сейчас предлагает малоинтересные цены — $65-75 за абонента. При таком предложении уступчивее могут оказаться разве что полулегальные компании, которые новый собственник сможет легализировать.

Со своей стороны, руководство Воли утверждает, что приобретение сетей, учитывая их техническое состояние, не является основной стратегией компании. Дешевле строить новые сети, основываясь на современных технологиях. Такие планы, по словам президента Воли Сергея Бойко, сейчас разрабатывают технические специалисты компании.

Силовая экспансия

Если украинский оператор не захочет продаваться по-хорошему, то, прогнозируют эксперты, инвесторы постараются прибрать его к рукам силовым способом. Например, через суды. Лучшим инструментом для реализации этого плана могут стать эмиссары иностранных каналов, которые уже не первый год упражняются в организации судебных исков против кабельных операторов, обвиняя их в незаконной трансляции российских каналов.

В частности, уже несколько лет продолжается процесс против севастопольского Девкома. Истец выдвинул к компании, обслуживающей несколько десятков тысяч абонентов, претензии на $110 млн.

«Ослабляет позиции украинских операторов и Нацсовет по телевидению и радиовещанию», — считает директор львовской фирмы «Центурион», член совета директоров Союза кабельного телевидения Украины Геннадий Хазан. По его словам, Нацсовет вмешивается в работу компании, административно забирая часть ресурса на обязательный социальный пакет, за который оператор не получает возмещения. «По аналогии государство должно было бы ввести «социальный бензин» на АЗС для малоимущих», — проводит параллели Хазан.

Не в пользу отечественных операторов и последняя редакция Закона «О телевидении и радиовещании» — теперь они должны согласовывать свои действия сразу с двумя государственными органами — Нацсоветом и Национальной комиссией по регулированию связи — и получать две лицензии.

Законом предусмотрен регистрационный принцип выдачи лицензии провайдера программной услуги, однако Нацсовет вопреки утвержденной инструкции требует от оператора подавать 13 (!) разных документов, тогда как законом предусмотрено только три, включая заявление. Операторы просили Нацсовет не применять «лицензионных» санкций до конца 2007 года, однако регулятивный орган уже этим летом разослал письма с просьбой немедленно организовать мероприятия по прекращению безлицензионной работы провайдеров программной услуги. В настоящий момент при облгосадминистрациях создаются дежурные рабочие группы по организации проверок операторов КТВ.

«Дополнительные расходы на лицензирование повлекут, с одной стороны, — повышение абонплаты, с другой, — желание (особенно у владельцев небольших кабельных сетей) найти богатого и авторитетного инвестора-защитника», — считает Олег Баранов, директор телекомпании «Норма-Центр», одного из крупнейших операторов Николаева. Очевидно, вырастет и стоимость бизнеса.

Как считали абонентов

Операторы называют разное количество абонентов кабельного телевидения — от 1,5 млн до 7 млн. Чаще называются цифры 2,5-2,7 млн. Исходя из среднемесячного показателя доходности отрасли (42,7 млн грн) по итогам января — июня и абонплаты, средний размер которой колеблется от 15 грн в регионах до 30 грн — в городах-миллионниках, Контракты определили приблизительное количество абонентов кабельного телевидения — от 1,426 млн до 2,85 млн.

Реальное количество абонентов, скорее всего, превышает эти цифры, равно как и оборот рынка КТВ (253,8 млн грн в первом полугодии 2006 года), поскольку Госкомстат оперирует статистикой только легально работающих (лицензированных) операторов.

(c) Ольга ШВАГУЛЯК-ШОСТАК

Контракты