Вольные хлеба

0
308 views

Президент компании «Воля» Сергей Бойко считает, что выгоднее строить кабельные сети, чем покупать

Сколько в Украине абонентов кабельного телевидения?

— По данным Союза кабельного ТВ, — около 2,5 млн абонентов. Но потенциал рынка намного выше, особенно если учесть, что у нас около 60% населения живет в городах, где получить хороший эфирный прием очень сложно — где-то из-за пересеченного рельефа, где-то из-за высотных зданий. Соответственно, теоретически в Украине может быть 5-7 млн пользователей кабельного ТВ.

Какая часть Украины охвачена кабельным ТВ?

— Сегодня все города-миллионники (Киев, Одесса, Харьков, Донецк, Днепропетровск) охвачены телекоммуникационными сетями, прежде всего кабельными — как минимум на 40-50%. Киев — почти на 95%.

Почему компании не спешат вкладывать деньги в кабельное ТВ?

— В первую очередь инвесторов сдерживает зарегулированность рынка. Например, с этого года действует новая редакция Закона «О телевидении и радиовещании», которая свела на нет все положительное для рынка, что было заложено в Законе «О телекоммуникациях». Возобновилось двойное лицензирование кабельных операторов, введено регулирование цен и контента.

Во всем мире в отношении кабельных операторов применяют только один из методов регулирования: либо устанавливают фиксированную стоимость социального пакета, либо определяют перечень обязательных программ.

У нас применяются оба (операторы КТВ согласовывают стоимость соцпакета с Антимонопольным комитетом и обязаны включать в него все эфирные каналы. — Прим. Контрактов), плюс две лицензии — НКРС и Нацсовета по вопросам телерадиовещания. Такой подход противоречит существующим директивам ЕС.

Конфликт Воли с каналами К1 и К2 возник из-за новой редакции Закона «О телевидении и радиовещании»?

— Конфликта нет. Эти каналы оспаривают факт выполнения компанией требований Нацсовета по телерадиовещанию, который своим решением обязал нас исключить их из соцпакета.

Но ведь Нацсовет только перечислил каналы, которые должны быть в пакете, это не значит, что другие нужно исключать…

— Емкость аналоговых телекоммуникационных сетей имеет ограничения по количеству каналов. В зоне покрытия узкополосной сети (сети старого поколения с рабочей полосой частот 40-240 МГц и 5-300 МГц) мы можем транслировать до 18 аналоговых телепрограмм. Желающих транслироваться становится все больше, а диапазон частот для аналогового сигнала не увеличивается. Не удивительно, что возникает дефицит.

Проблема решаема?

— Нужно развивать рынок и внедрять новейшие цифровые технологии.

Каковы перспективы кабельного цифрового ТВ?

— Эта услуга будет развиваться. Сегодня многих не устраивает объем информации, предлагаемый эфирными каналами. Количество потенциальных пользователей, которые хотели бы иметь большее количество программ, пакетов и лучшее качество, растет. Потребитель будет подталкивать кабельных операторов на внедрение таких технологий, ведь спрос надо удовлетворять.

Но для многих украинцев эта услуга недоступна.

— Цена цифровых пакетов колеблется от 30 грн (базовый пакет «Украина и мир» — более 50 программ) до 100 грн (при подписке на все пакеты). У ближайших соседей — Польши, Румынии, Болгарии — подписка в среднем стоит около EUR15-20, при этом объем базового пакета в этих странах сопоставим с нашим — 50 программ.

Если говорить о стоимости подключения и оборудования, то технология совершенствуется и становится более массовой и доступной. К примеру, стоимость цифрового декодера в 2002 году была 1,2 тыс. грн. Четыре года спустя его цена упала до 199 грн. При этом качество каждой новой модели декодера, как и любой цифровой аппаратуры, улучшается.

Растет ли объем украинского рынка кабельного ТВ?

— Практически нет. В первом полугодии 2006 года ежемесячная выручка операторов составляла около 47 млн грн в месяц, сейчас — около 40 млн грн (скорее 45 млн — см. стр. 34. — Прим. Контрактов).

И какова причина?

— Подавляющее большинство кабельных операторов не могут позволить себе за счет собственных средств внедрять новейшие технологии и, соответственно, развивать бизнес — формировать новые пакеты, разрабатывать новые системы обслуживания. Если этого нет, потребитель находит альтернативу — больше пользуется интернетом, меньше телевидением. Если телекоммуникационный провайдер в состоянии предложить широкий спектр услуг, он побеждает. Если нет — падает спрос на его услуги.

Воле это не грозит?

— Ежемесячная выручка от предоставления всех видов услуг компании в первом полугодии составила около 12 млн грн (из них 40% — интернет-услуги). Сейчас планируем выйти на 15 млн грн в месяц. Рентабельность — 10-15%. При этом продолжаем реинвестировать все 100% прибыли.

Как рынок будет развиваться в дальнейшем?

— В денежном выражении рынок будет расти, если в сферу кабельного ТВ придут серьезные инвестиции.

Украинский рынок интересен иностранцам?

— В нынешнем состоянии он вряд ли заинтересует серьезных стратегических инвесторов по нескольким причинам. Первая — у нас практически нет операторов с большим по западным меркам количеством абонентов. Вторая — отсутствие культуры управления. Те принципы, которые являются нормой для любого бизнеса на Западе, — открытость, прозрачность учета, технологическая оснащенность, долгосрочное планирование и развитие — у нас пока экзотика.

Хотите сказать, что в Украине нет операторов, интересных иностранным инвесторам?

— Практически нет.

Кроме компании «Воля», в Украине есть операторы кабельного ТВ с иностранными инвестициями?

— Две-три компании.

Что выгоднее: прокладывать кабельные сети или покупать существующие?

— Многое зависит от качества и емкости телекоммуникационной сети, ассортимента услуг, который с ее помощью можно предложить, и используемого оборудования. Важно учитывать модель построения бизнеса оператора, налажены ли у него абонентский учет, управление доходами и расходами. Если сервисное обслуживание абонентов на высоком уровне — выгодней покупать такой бизнес, поскольку он эффективно работает и развивается.

Если же чего-то в бизнесе не хватает, тогда выгоднее строить сеть с нуля. В этом случае затраты сопоставимы с расходами на покупку плохой сети, плохого бизнеса, непрофессионального менеджмента. Ломать и перестраивать сложнее, чем строить с нуля.

Сколько приблизительно стоит бизнес со 100 тыс. абонентами в городе-миллионнике?

— Средней стоимости не существует. Бизнес оценивается, исходя из его прибыльности. Оператор с 10 тыс. абонентов может стоить дороже оператора со 100 тыс. абонентов. Например, абонентская плата в обеих компаниях приносит доход в $1 млн, однако расходы первой составляют $500 тыс., а второй — $1 млн.

Кто конкурирует с Волей?

— Из операторов кабельных сетей — никто. Хотя, по данным Ассоциации кабельных операторов и Союза кабельного ТВ, официально работающих (по лицензии) — около 300. А всего, по данным Нацсовета по телерадиовещанию, кабельным телевидением в Украине занимаются 700 субъектов. То есть большинство фирм (около 400) работают вне правового поля.

Воля активно продвигает кабельный интернет — диверсифицировать бизнес вынуждает небольшая рентабельность кабельного ТВ?

— Конвергенция или взаимное проникновение технологий — естественный процесс. Не понимать этого — двигаться в никуда. Мы это поняли 3 года назад. Два года назад мы подключали к интернету в месяц столько, сколько сейчас за день. У Воли уже более 50 тыс. интернет-абонентов. Это в Киеве. В других городах динамика такая же, но количество подключений меньше, потому что там и города, и охват сети меньше.

    Справка Контрактов

    Компания «Воля» основана в 2002 году. Специализируется на предоставлении услуг кабельного ТВ и высокоскоростного интернета. Количество абонентов аналогового телевидения превышает 400 тыс., цифрового — около 60 тыс., интернет-пользователей — примерно 60 тыс.

    В компании работают более 1,2 тыс. человек. Финансовый оборот Воли по итогам 2005 года — более $10 млн. По данным компании, ее доля на рынке услуг кабельного телевидения — 18,2% (по состоянию на 1 января 2006 года).

(c) Ксения ПОРТНАЯ, «Галицькі контракти» 

Контракты