Гарри Кондаков: «Вредоносные» программы теперь пишутся под определенную компанию с целью последующего вымогательства денег

0
183 views
Если еще несколько лет назад основной целью запуска вирусов было стремление программистов самовыразиться, то сегодня отмечается более точечный их характер: «вредоносные» программы пишутся под определенную организацию с целью последующего вымогательства денег. Безусловно, по объективным причинам не каждый предприниматель заявляет о подобных атаках на свое предприятие, но, насколько известно, есть реальные случаи достижения вымогателями своей цели.

Кроме того, наметилась тенденция уменьшения числа атак и эпидемий. При существующем множестве «червей» сильно возросло количество троянов. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что вредоносное программное обеспечение разрабатывается с целью вымогательства.

О работе антивирусных лабораторий в новых условиях изданию «СЕЙЧАС» рассказал управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах СНГ и Балтии Гарри Кондаков.

– Каким образом действуют сегодня вымогатели?
Достаточно распространенным становится шифрование данных той или иной компании. Таким образом, важная и секретная информация не только воруется, но и становится недоступной для самой компании. Затем поступает звонок, по которому сообщается, что данные будут расшифрованы за определенное вознаграждение. Второй тенденцией можно считать уход вирусов в чистом виде. Сегодня это симбиоз вирусописателей со спаммерскими технологиями. Помимо шпионского направления достаточно активно распространено мошенничество вроде того же фишинга.

– Будут ли подобные «вредоносные» атаки продолжаться в дальнейшем?
– Их количество и далее будет увеличиваться именно в этом направлении. На сегодняшний день не является секретом существование уже целых специализированных группировок, работающих не ради собственного удовлетворения, запуская вирус во Всемирную сеть, а работающих под определенный заказ. По оценкам экспертов, в следующем году рынок секьюрити удвоится, это приведет к увеличению продаж. Можно предположить, что в Украине количество продаж нашего продукта увеличится на 40-60%.

– Каковы объемы пиратского софта на рынке Украины?
Вообще это наболевшая проблема. Microsoft оценивает уровень пиратства в России в 83%. В нынешнем году этот показатель снизился на 3-4%. Украина ненамного отстает от России, как и от других стран СНГ, в вопросах цивилизованного рынка продаж интеллектуальной собственности. Полагаю, нелицензионного продукта «Лаборатории Касперского» в Украине сегодня около 85%.

– Сколько прибыли теряет Ваша компания от пиратства?
Сложно говорить, что мы чего-то недосчитываемся. В основном это касается домашних пользователей. Крупные корпорации предпочитают лицензионное программное обеспечение. Если говорить немного цинично, то мы рассматриваем пиратский продукт также как некий маркетинговый ход. С другой стороны, мы всегда выступаем за то, чтобы клиент был хоть как-то защищен.

– Какие способы борьбы с пиратским продуктом Вы используете?
Мы не ставим задачу бороться с пиратством: этот вопрос больше касается государственных органов и служб. Использование лицензионного продукта, конечно, играет ключевую роль, поскольку только в этом случае наша лаборатория осуществляет полную техническую поддержку: ежечасное обновление антивирусной базы и один раз в 75 минут – антиспама. Клиент в конечном итоге сам себя наказывает, пользуясь пиратской версией. Экономически же бороться мы можем только ценой. Компания выпустила продукт, который стоит порядка $1,5. Он несколько упрощен, однако обеспечивает защиту.

– Почему, с Вашей точки зрения, до сих пор покупается нелицензионное обеспечение?
Люди не приобретают лицензионное программное обеспечение по нескольким причинам. Во-первых, в Украине, как и во многих странах СНГ, средняя покупательская способность очень низкая, поэтому потребитель пытается сэкономить на пиратских версиях. Во-вторых, свою роль играет и менталитет: даже многие состоятельные клиенты предпочитают приобретать нелицензионный продукт ввиду уже устоявшейся привычки. Думаю, должно пройти время, прежде чем ситуация изменится.

– Каким путем идет «Лаборатория Касперского» в направлении предустановленного программного обеспечения в ноутбуках, спрос на которые значительно вырос за последний год?
На сегодняшний день о предустановке нашего продукта говорить сложно, потому что такие мировые бренды, как Sony, Toshiba и HP, выходят на рынок не с нашим продуктом. Это вполне логично, поскольку им легче договориться с другими (западными) производителями антивирусного обеспечения, нежели с российскими компаниями. Это направление остается малоразвитым. Пока что только в России существует проект с годовой предустановкой нашего продукта, однако опыт показывает, что предустановка является значительно более дешевым и выгодным вариантом для клиента по сравнению с «коробочным Касперским».

– Есть ли у «Касперского» на рынке Украины конкуренты и кто они?
«Касперский» занимает около 30% рынка Украины, то есть наши доли с компанией Symantec примерно одинаковые. Что касается Micro, Doctor Web и других продуктов, то у меня твердое убеждение, что у них свои ниши, не пересекающиеся с «Касперским». В целом же присутствие на рынке Украины можно расценивать достаточно успешным. Из 60 стран, где представлен наш софт, объем продаж в Украине занимает 5%. В этом году Украина стала 12-й страной, где было открыто представительство «Лаборатории Касперского». Думаю, объемы продаж будут расти.

(с) Иван САМОЙЛЕНКО, «СЕЙЧАС»