Элементарная жадность: операторам нужно думать о своем имидже

0
185 views

“Безлимитный 2006”: как крупнейший украинский национальный мобильный оператор решил в один момент “кинуть” своих самых высокодоходных абонентов

Украинский рынок мобильной связи является одним из самых прозрачных и конкурентоспособных. Именно поэтому он привлекает иностранных инвесторов. Все украинские мобильные операторы частично или полностью принадлежат зарубежным компаниям. Хотя преимущественно это российские холдинги, акции которых котируются на крупнейших международных биржах. Не хочется возносить хвалебные оды, но именно мобильные операторы демонстрируют, как нужно работать и поднимать украинскую экономику.

Да и доходы операторов продолжают оставаться на высоком уровне. Так, согласно официальным финансовым результатам деятельности UMC в 2005 году, несмотря на некоторое снижение по сравнению с 2004 годом, маржа OIBDA составила 48,7%, а маржа операционной прибыли — 35,9. По официальным финансовым показателям Telenor, доходность “Киевстара” не ниже, а, скорее, выше, чем основного конкурента. Согласно норвежским нормам отчетности, EBITDA составляет 55,7%, а операционная прибыль — 38,9.

Казалось бы, еще есть куда снижать тарифы в борьбе за абонентов. И грех жаловаться на снижение доходов. Но…

Удар по “Безлимитному”

В конце мая компания UMC неприятно удивила своих клиентов (причем самых высокоприбыльных) решением самостоятельно изменить тарифную политику пакета “Безлимитный”. Между прочим, такие абоненты платят по 600 гривен в месяц.

Этот пакет изначально вводился действительно без ограничений: звони — сколько хочешь. Появился тариф в 2003 году. Большинство корпоративных клиентов ринулись подключаться — ведь очень удобно заплатить одну сумму и забыть на весь месяц о затратах на связь. Потом в компании начали подсчитывать “убытки” от предприимчивых людей, которые на улицах городов начали предоставлять дешевые услуги звонков по Украине. И в результате ограничили пользователей лимитами. Абонентам выделяли по 4000 минут на звонки по Украине, 1000 SMS, 250 мегабайт GPRS-интернета и прочие услуги. Поднялась волна жалоб в адрес компании. Но оказалось, что такого времени в основном достаточно. Правда, пользователи, подключенные по старому плану, использовали его и дальше без ограничений. А новый пакет предназначался исключительно для новых абонентов. Вследствие такого шага старые пакеты стали очень популярными, и многие начали их продавать не менее чем за 200-300 долл. Вслед за этим и основной конкурент “Киевстар” ввел подобные ограничения.

Итак, если раньше “безлимитный” абонент имел возможность использовать имеющиеся у него 4000 минут для звонков на телефоны любых операторов, то сейчас из 4000 минут пакета на другие операторы приходится лишь 1000. Причем при наличии прямого номера и звонка на него происходит “переадресация” — и эти минуты также отнимаются из тысячи. Оставшиеся 3000 минут компания UMC предоставляет для звонков на внутрисетевые номера, то есть другим контрактным абонентам UMC, а также пользователям предоплаченных сервисов Sim-Sim и Jeans. Что такое 1000 минут в месяц для бизнесмена, который привык не экономить на разговорах? Это всего-навсего по полчаса разговоров в день.

В UMC введение нового безлимитного пакета “UMC Безлимитный 2006” уже традиционно объясняют попыткой борьбы с мошенничеством. А также тем, что затраты на обслуживание абонентов, пользующихся пакетом, существенно превышают доход, который они приносят компании. Генеральный директор UMC Адам Вояцкий сообщил, что, проанализировав трафик, компания обнаружила, что абоненты часто злоупотребляют безлимитным пакетом, организовывая передвижные пункты связи в людных местах, а также создавая мини-АТС в офисах. При этом, по словам представителей компании, для добросовестных абонентов 4 тысячи минут разговоров в месяц, которые включены в пакет, более чем достаточно. Так как в среднем абонент выговаривает не более 3 тысячи минут. И это правильно. Так зачем было урезать до 1 тысячи?

Анализ

В результате анализа рентабельности оператор пришел к выводу, что небольшая группа пользователей безлимитных пакетов кросс-субсидируется за счет остальных абонентов. Представляете, у компании порядка 100 тыс. пользователей безлимитных пакетов, и получается, что их кормит многомиллионная армия “джинсеров”!

Изначально оператор предупреждал абонентов о переходе в обязательном порядке, без объяснений, и только потом дал откат. А.Вояцкий сообщил, что только несколько процентов от числа “безлимитчиков” переводятся на новый безлимитный тариф. Также UMC готова индивидуально обсуждать условия перевода абонентов на новый тариф. По его словам, пока отказов абонентов от пакета нет. Однако даже в случае, если абонента не устроит новый тариф и он решит расторгнуть договор с оператором, UMC не будет взимать за это штраф. И еще, в ближайшее время компания намерена пересмотреть всю тарифную линейку для приведения ее в соответствие с ситуацией на рынке. Неужели поднимутся или урежутся и другие тарифы?

Конечно, странно, что компания UMC только сейчас выяснила, что “Безлимитный” пакет является убыточным для компании. Оказывается, если клиент говорит по телефону в таком пакете более 1200 минут, то это становится невыгодно для оператора. Такое количество минут вытекает из простого расчета, что 1 минута обходится в этом случае в 50 копеек. Если абонент за 600 гривен выговаривает все 4 тысячи минут, то тогда минута обходится в 15 копеек. Поэтому некоторый смысл в этом есть, но как же тогда считали раньше? Ведь если компания не смогла просчитать свои убытки при введении тарифа и сделать это на протяжении целого года, то это проблемы ее специалистов и руководства, а не клиентов.

Теперь же компания “внимательно проанализировала способ использования безлимитных пакетов и отобрала тех абонентов, затраты на обслуживание звонков которых существенно превышают стоимость безлимитного пакета”. То есть те, кто говорит меньше тысячи минут, естественно, могут не переводиться. Поэтому можно спрогнозировать обращения обиженных клиентов в суд или элементарный отток из сети оператора.

Но в UMC с надеждой утверждают, что в “Безлимитном 2006” отсутствует плата за соединение, в отличие от предложения главного конкурента. Поэтому он останется выгодным для большинства абонентов, хотя тариф “Киевстара” дешевле на 100 гривен.

А вот у других операторов плата за соединение отсутствует. “Астелит”, ориентируясь на опыт двух лидеров, избрал 3 модели безлимитных тарифов. Его Platinum является самым дорогим пакетом среди всех предложений, но имеет аж до 5000 минут. А “Безграничный” отличается от “Безграничного+” также количеством минут: в первом пакете 4000 внутри сети и 1000 на сети других операторов. А в другом — всего 3000, но куда угодно. То есть UMC, как видим, в свою очередь, для смены тарифа учел опыт нового оператора.

У других операторов безлимитные тарифы построены по иному принципу и исключают так называемые “махинации”. Так, “Безлимитный” план “Голден Телекома” стоит 79 долл. и не имеет ограничений. Вот только звонки бесплатны по городу в пределах Киева и внутри сети. Все же остальные — по Украине и на сети других операторов — по 10 центов за минуту. Но оператор дает бесплатно прямой номер, и звонок на него также бесплатный.

Похожее предложение и у DCC, работающего в стандарте DAMPS: 398,95 грн абонплата, внутрисетевые и звонки по Украине бесплатные. А на сети мобильных операторов — 60 коп. за минуту. А “CDMA Украина” и вовсе предоставляет “Безлимитный” по 108 грн в месяц. Но в нем бесплатные местные звонки, а междугородние и на сети мобильных операторов обходятся по тарифам “Укртелекома” (1,2 грн на мобильные).

Давний вопрос

Все другие операторы не берут плату за соединение. И лишь UMC и “Киевстар” ни в какую не хотят отказываться от нее. Напомним, что при всех звонках (хоть внутри сети, хоть за ее пределы) в начале разговора взимается, как правило, 27 копеек у обоих операторов. Основные игроки видят в ПЗС эффективный механизм компенсации потерь при снижении тарифов. Даже если плата за разговор в некоторых специальных предложениях Sіm-Sіm, Jeans и Djuіce вообще отсутствует, 27 копеек-то все равно снимаются в начале разговоров. В то же время остальные операторы эту плату не взимают.

В октябре 2005 года Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) настоятельно рекомендовал UMC и “Киевстару” рассмотреть вопрос об отмене платы за соединение, после чего операторы были обязаны предоставить комитету обоснования существования ПЗС.

“Киевстар” рассматривает плату за соединение как отдельную услугу. Одна из ее основных задач, по мнению специалистов компании — ограничение осуществления большого числа очень коротких (на несколько секунд) звонков с целью защиты сети от перегрузок. Но данные объяснения совершенно не устраивают не только пользователей, но и Антимонопольный комитет. “Если они будут вести себя так дальше, они будут наказаны. И наказаны достаточно жестко”, — пообещал глава комитета.

UМС же отстаивает позицию, что для абонента важно не наличие или отсутствие платы за соединение, а общая стоимость минуты связи. Компания заявляет о готовности отменить ПЗС, но просит рассмотреть возможность поэтапности этого процесса.

Похоже, что процесс по формированию негативного имиджа основных мобильных операторов зашел слишком далеко, так что им рано или поздно придется отменить ПЗС. Тем более, если набирающие мощь конкуренты и в дальнейшем не будут ее вводить. Хотя life:) уже придумал замену — посекундная тарификация начинается с 21-й секунды.

А еще стоит немного подумать о своем имидже в глазах миллионов потребителей. Ведь он формируется не только меняющимися картинками корпоративных логотипов.

Кость МОГИЛЕВСКИЙ