Arbooz.com – социальная сеть или предпринимательство?

2
1 725 views

Один из стартапов этого года Arbooz.com – объединяет в себе социальную сеть и площадку для создания интеренет-магазинов. Функционал настроен таким образом, что на портале можно искать не только товар, но и людей, компании, общаться и обмениваться опытом. Об уникальном проекте рассказывает основатель компании Влад Щелчков.

Влад Щелчков

Влад, так что же такое Arbooz.com?

Arbooz.com – это строение в Интернете, аналог реальных торгово-деловых центров из стекла и камня. Здесь предприниматели могут вести бизнес, а покупатели не только приобретать товар, получая от этого процесса удовольствие, но и делать это, заводя новые знакомства, советуясь, как это обычно и делают покупатели в торговых центрах.

Для компаний и предпринимателей мы создали уникальный инструмент для бизнеса, надо улучшением которого работаем ежедневно. Покупателю же предлагается удобный инструмент для коммуникаций и с предприятиями, и друг с другом.

Социальная сеть развивается за счет объединения интересов и благодаря удобству для пользователя. На чем основана ваша?

Как говорят преподаватели, возьмем для примера… Пример №1 – чисто бизнес. Берем трех человек – Василия, Петра, Павла. Павел имеет магазин в Arbooz.com, Василий знает Павла, а Петру нужен товар из магазина Павла, но Павла он не знает. Василий нашел Павла в Arbooz.com, и они стали друзьями, а еще Василий увидел, что у Павла есть магазин, и добавил к себе в любимые магазины. Петр, найдя Василия, увидел в его любимых магазинах тот, который ему нужен, и, спросив рекомендации у Василия, приобрел у Павла товар.

Пример №2 – бизнес для любви. Возьмем для примера Сергея, который в поисках отношений, и Аню, у которой есть магазин в Arbooz.com. А Сергею нужен товар из магазина Ани, но Аню он не знает. Сергей нашел товар и увидел фото консультанта данного магазина. Заказ дает хороший повод для знакомства, а все хорошее может начаться именно так.

Пример №3 – партнерство. Сергей и Александр знают друг друга. У Сергея магазин обуви в Arbooz.com, а Александр торгует одеждой. Клиенты у них одни и те же, но они не конкуренты. Тогда они делают магазины партнерами, и каждый клиент, зайдя в магазин Александра, видит в партнерах магазин Сергея, – и наоборот.

Arbooz.com

То есть все построено на принципе «кто кого знает, тот у того и покупает»?

Не только. Хотя если говорить откровенно, то, наверное, половина покупок в постсоветских странах совершается по рекомендации друга. Поэтому важным аспектом выбора является возможность изучить опыт других покупателей, прочитать их отзывы, пообщаться с ними в «личке», а также изучить рейтинги компаний.

Все логично. А как родилась эта идея?

Идея родилась в 2008 году, когда моя компания серьезно занималась девелопментом объектов недвижимости. Именно тогда компания «Лаки Эстейт» разработала концепт торгово-делового центра на 170 000 кв. м с 4 торговыми этажами, 2 этажами парковки и 22 этажами офисов. Проект был принят, были привлечены инвестиции, но наступило время новых возможностей – и в 2009 году проект был заморожен. Но идея-то осталась! И мы реализовали этот проект в Интернете.

А почему Arbooz?

У нас очень много справочников со строгими названиями. А я отношусь к работе как к хорошей части жизни. Поэтому и захотелось сделать эту часть вкусной.

Кто ваш клиент сейчас и какую его потребность вы удовлетворяете?

Если говорить о бизнесе, то мы даем полноценный инструмент для создания своего сайта-визитки или интернет-магазина, соответственно при этом экономятся и время, и деньги наших клиентов. По нашим подсчетам, предприниматель экономит от 3 до 6 месяцев и от 1000 до 5000 долларов США на создании собственного сайта, а также средства на раскрутку своего ресурса за счет того, что наш портал привлекает трафик. Так сказать, размещай магазин там, где уже есть люди! Примерно так, как магазин предпочитает снять площадь в торговом центре, а не самостоятельно, где-нибудь на первом этаже людной улицы. Люди любят масштабность, любят проводить время в больших торговых центрах – это удобно.

При оценке своего проекта вы много параллелей проводите с недвижимостью. Не боитесь, что обвинят в том, что действуете по старинке, а ваши коллеги-конкуренты говорят на высокотехнологичном языке?

Я могу говорить на языке программистов, так как учился по этой специальности когда-то. Могу говорить на языке инвесторов, маркетологов, интернет-бизнесменов. Но в основном я стараюсь говорить на языке, понятном нашим клиентам, которые только приходят в интернет-торговлю. Поэтому и провожу такие параллели.

Как вы решаете вопрос с низкой интернет-грамотностью предпринимателей?

У нас работают колл-центр и служба поддержки, которые консультируют каждого предпринимателя, заинтересованного в бизнесе с Arbooz.com. Осенью этого года мы планируем начать серию обучающих семинаров в регионах.

А сколько стоит создать подобный проект?

Хочется ответить, что наш проект уникальный, поэтому подобных нет. Однако могу сказать, что вначале я считал, что сделаю его за 2 месяца и за 20 000 долларов. Но теперь знаю, что подобный проект можно реализовать за один год с опытом, желанием и командой, за два года – с желанием и командой!

И все-таки сколько вы затратили на реализацию идеи?

В несколько десятков раз больше, чем я предполагал вначале.

Вы привлекаете инвестиции?

Ну конечно я их привлекаю! Деньги – это строительный материал, энергия, воздух для проекта.

Насколько тяжело привлекать инвестиции под стартап?

После того как продукт уже готов, не тяжело. Предложения поступают.

А на что смотрит инвестор при принятии решения?

На четкий бизнес-план, на лидера, на команду, на огонь в глазах. Ну и на собственное чутье тоже ориентируется, конечно.

Arbooz.com приносит прибыль?

Arbooz.com приносит прибыль нашим клиентам, нам он пока дает только доход. Прибыль он будет приносить попозже. Однако поставленные перед собой задачи мы выполняем полностью – и по количественным показателям, и по временным. Немного хромает качество – скорость, удобство, так как мы сейчас спешим, но мы исправляемся.

Сколько сейчас магазинов в Arbooz.com?

Более 11 000 – и мы добавляем к ним по 100 в день!

А клиентов сколько?

Трафик дает прирост около +200% в месяц!

Какие методы рекламы вы используете?

Мы используем комплексный способ продвижения, в который входят основные и эффективные на сегодня методы: sео, контекст, социальные сети и оффлайн.

А какова стратегия продвижения?

Товары и магазины в Arbooz.com систематизированы по рубрикам в основном каталоге. Задача нашей команды SEO-специалистов и маркетологов – привлечь покупателей в рубрики каталога, где находятся магазины. А уж сами магазины конкурируют внутри Аrbooz.com за счет рейтингов, отзывов и внутреннего маркетинга.

 

То есть ваша задача – привести покупателя в Аrbooz.com, а остальное – дело самих арендаторов?

В основном, конечно, да. Но мы даем арендаторам способы и методы общения с клиентами и между собой, инструменты для маркетингового продвижения внутри портала, обеспечиваем прозрачную конкуренцию.

А почему вы берете деньги за открытие магазина, а не снимаете процент со сделок, как это делается в аукционах?

Как я уже говорил, мы приняли как собственную всем понятную концепцию торгового центра. Наше дело – дать инструмент арендатору, пригласить в торговый центр покупателей, довести их до магазина арендатора. Его дело – продавать и удовлетворять потребности покупателей. Арендатор имеет право на получение качественной услуги, а мы вправе контролировать качество предоставляемой покупателям услуги. Если магазин недобросовестный, мы можем его блокировать.

Каковы основные сложности интернет-торговли?

Основные сложности – это надежность партнеров, магазинов-арендаторов. К сожалению, на сегодняшний день очень мало арендаторов на самом деле представляют интерес для клиентов. Остальные часто не отвечают на письма, не имеют товара на складе, не держат актуальными цены. Но мы страхуем наших покупателей – возможностью общения, изучения отзывов, рейтингов и т.д.

Чтобы делать продукт высокого уровня, нужно нанимать соответствующего уровня специалистов. Какая у вас команда?

Быстрорастущая команда профессиональных, амбициозных, позитивных людей. Слабакам здесь нет места. Я очень хорошо отношусь к каждому члену команды и строю, при помощи HR-команды, дружескую, светлую атмосферу успешности внутри коллектива.

У нас есть три основных направления развития: личностное, профессиональное, физическое. Есть своя школа лидерства, профессиональные тренинги, экопоходы в горы, на байдарках, спортивные соревнования. Нас объединяет вера в продукт и профессиональные возможности каждого сделать его лучшим.