Акционеры МТС выбрали президентом потомственного дипломата

0
331 views

Первого сентября кабинет руководителя компании МТС займет 32-летний Василий Сидоров (СОТОВИК, 2003.08.11), назначенный на эту должность на прошлой неделе. С августа 2000 года он работал первым вице-президентом “Системы-Телеком” (акционер МТС) по финансам и инвестициям. Теперь в руках молодого менеджера крупнейший сотовый оператор Центральной и Восточной Европы.

Брать интервью у нового президента МТС было непросто. Во-первых, он постоянно перемещался из одного офиса “Системы” в другой, отвечая на вопросы чуть ли не на ходу. Во-вторых, старался не говорить ничего конкретного. Изъяснялся Сидоров в удивительной манере: сохраняя обтекаемые формулировки, он буквально диктовал текст, ни на секунду не теряя нити рассуждения. Так, наверное, наговаривают письма стенографисткам. И, возможно, именно так должен излагать свои мысли человек, нацеленный на головокружительную карьеру.

Ироничный банкир

Выпускник факультета международного права МГИМО и американской бизнес-школы Wharton в 26 лет Сидоров уже был заместителем гендиректора по финансам крупнейшего в России телекоммуникационного холдинга “Связьинвест”. Эту должность он занял в августе 1997-го, сразу после того как 25% акций компании были со скандалом проданы консорциуму Mustcom. “Связьинвесту” тогда потребовался специалист, который имел бы опыт проведения сделок по слияниям и поглощениям, а также умел бы общаться с западными инвесторами и аналитиками. Василий на эту роль подходил: он успел поработать в нескольких консалтинговых компаниях, в том числе созданных им самим, и быстро освоился в новой среде, несмотря на молодость и на то, что “связисты” очень неохотно принимают в свои ряды людей со стороны.

“Ему удалось найти общий язык с менеджментом “Связьинвеста” и руководителями региональных электросвязей, что было очень непросто в его возрасте, – рассказывает генеральный директор “Национальной контейнерной компании” Владимир Ашурков, также выпускник Wharton, работавший в 1997 году в “Ренессанс Капитале” (эта компания входила в консорциум Mustcom). – Он обладает большим опытом в поиске компромиссов”. Последнее качество, видимо, передалось Сидорову по наследству: его отец – профессиональный дипломат, занимавший пост замминистра иностранных дел России, бывший послом России при ООН в Женеве.

В “Связьинвесте” Сидоров проработал три года, пока в компанию вместе со своей командой не пришел новый гендиректор – Валерий Яшин. Молодой специалист перешел тогда в компанию “Система-Телеком”, где как раз искали человека, разбирающегося в корпоративных финансах.

На новом месте ему представилась возможность проявить все свои навыки работы на рынке капитала, поскольку телекоммуникационный холдинг “Системы” приступил тогда к череде поглощений и реорганизаций. “Василий обладает способностью видеть выгодные сделки и последовательно их реализовывать, – рассказывает о Сидорове его одноклассник Рубен Аганбегян, управляющий директор инвестиционной компании “Тройка-Диалог” (они учились вместе в 45-й московской школе, которой руководил знаменитый педагог Леонид Мильграм). – Мало уметь купить ценный актив, нужно заранее понимать, как он впишется в уже существующую структуру. Если посмотреть на приобретения “Системы-Телеком”, сделанные с его участием, можно заметить, что случайных покупок нет”.

Однако Сидоров вовсе не похож на скучного финансиста. “Это веселый и ироничный человек, с хорошим чувством юмора, – утверждает руководитель инвестиционного и банковского департамента Citigroup Global Markets в России и СНГ Иракли Мтибелишвили, однокурсник Василия. – Если бы человек со стороны видел нас в дружеской компании, то никогда бы не поверил, что веселые молодые люди занимают высокие посты и несут большую ответственность за свои решения”.

Взгляд в будущее

Первый вопрос к новому руководителю МТС как раз об ответственности.

“Ко”: Следует ли понимать ваше назначение как некоторую веху в развитии компании: от периода быстрого роста к периоду снижения издержек?

Василий Сидоров: Нет, не следует. Можно говорить о новой вехе во внутреннем развитии компании. В результате последовательной агрессивной политики, проводимой в течение последних лет, возникла потребность в изменении управленческого механизма. Нужно привести в соответствие с масштабами МТС всю систему управления компанией – механизмы финансового и управленческого контроля, мотивации сотрудников и руководителей и т.д. Региональные компании должны быть полностью интегрированы в новую систему управления.

“Ко”: Какие изменения вы предполагаете провести?

В.С.: Основные изменения будут относиться именно к управлению региональной деятельностью. В целом структура МТС должна состоять из трех уровней: корпоративный центр, где будут приниматься основные стратегические решения, разрабатываться стандарты и показатели эффективности; макрорегионы, каждый из которых объединит несколько региональных компаний по географическому признаку; и, наконец, непосредственно региональные подразделения. Макрорегионы будут являться выделенными бизнес-единицами со своими собственными целевыми показателями, за которые будут ответственны. Мы предполагаем сформировать 5 – 8 таких макрорегионов.

“Ко”: Вы копируете структуру управления одного из ваших акционеров – немецкого оператора T-Mobile?

В.С.: В России невозможно полностью внедрить западную бизнес-модель. У МТС и T-Mobile различные условия развития и история. Однако мы можем использовать отдельные решения, касающиеся концепции управления, организации регионального бизнеса, продвижения новых услуг. Мы изучаем то, как они проходили процесс преобразований. Например, на этой неделе группа наших финансовых специалистов едет в T-Mobile, чтобы ознакомиться с системой финансового контроля.

“Ко”: Какими кадровыми перестановками будут сопровождаться изменения в компании?

В.С.: Мы планируем ротацию сотрудников, перемещая их из макрорегионов в корпоративный центр и, наоборот, направляя из центра в регионы. Хорошо, когда управленцы не сидят на одном месте, а получают разносторонний опыт. Лучшие специалисты в регионах должны расти в иерархии МТС и двигаться в сторону корпоративного центра. Такая политика нацелена на то, чтобы работать как единая команда с общими ценностями.

Новые услуги

Многообразие тарифов конкурирующих операторов уже вызывает раздраженные комментарии новых владельцев сотовых телефонов. Однако, по мнению Василия Сидорова, опытные покупатели довольно легко ориентируются в тарифах и выбирают тот, который наиболее точно соответствует их стилю жизни.

“Ко”: Говоря об опыте T-Mobile, вы упомянули о “новых услугах”. Вы считаете, что передача мультимедийных сообщений может составить заметную долю в доходах вашей компании?

В.С.: Потенциал неголосовых услуг очень существен. Любая услуга всегда проходит определенный цикл: вначале она становится популярной в узком сегменте, а затем – в массовом.

“Ко”: Или не становится…

В.С.: … что тоже возможно. Мы считаем, что успех, продемонстрированный технологией SMS, может быть повторен MMS и другими неголосовыми услугами. Пока они не занимают существенной доли в доходах компании. Но мы будем фокусироваться на том, чтобы они более динамично внедрялись как самой МТС, так и нашими партнерами, которые занимаются информационным наполнением этих услуг.

“Ко”: Считаете ли вы проект “Джинс” успешным? При очень высоких затратах на маркетинг вы привлекаете массовых малодоходных пользователей. Быть может, это скорее маркетинговый ход, чем развитие бизнеса?

В.С.: “Джинс” – это не маркетинг, а хороший бизнес. У нас уже 1,7 млн абонентов “Джинс”. Действительно, массовый абонент приносит меньше денег, но и стоимость привлечения такого клиента тоже существенно ниже. “Джинс” рассчитан на молодежь и новичков, то есть на большой сегмент пользователей, которые впервые знакомятся с сотовой связью.

Долги и доходы

МТС никогда не испытывала дефицита ресурсов. Вкладывая сотни миллионов долларов в регионы, компания в то же время ни разу не оказывалась на грани технического дефолта – помогали средства мощных акционеров.

“Ко”: По словам Евгения Новицкого, президента АФК “Система”, в бизнес МТС планируется вложить в 2003 году до 1,45 млрд USD. Не могли бы вы пояснить, куда пойдут эти деньги?

В.С.: В 2003 году МТС планирует инвестировать 500 MUSD в России, около 200 MUSD на Украине и около 70 MUSD в Белоруссии. Это инвестиции в основные средства и развитие инфраструктуры без учета приобретения местных сотовых компаний и стоимости выкупа долей миноритарных акционеров в дочерних компаниях МТС в России. Напомню, что с начала года МТС уже провела ряд крупных сделок. Около 373 MUSD было уплачено за 100-процентный пакет акций украинского оператора UMC, около 63 MUSD – за “ТАИФ Телком” в Татарии и около 45 MUSD – за красноярского оператора “Сибчелендж”. Еще за 71 MUSD МТС приобрела на прошлой неделе ряд активов МСТ Corp. Таким образом, уже с начала года компания потратила около 600 MUSD на покупку других компаний. Эти приобретения существенно расширили географию работы МТС и укрепили лидирующие позиции компании на рынке.

“Ко”: Какова сейчас структура кредитного портфеля компании?

В.С.: У нас сейчас примерно около 1 млрд USD торгуемого долга. Он состоит из следующих частей: еврооблигации на сумму 300 MUSD, выпущенные в 2001 году и предназначенные к погашению в 2004-м; еврооблигации на 400 MUSD, которые были выпущены в начале 2003 года и будут погашаться в 2008-м; недавно выпущенные годовые облигации на 300 MUSD. Кроме того, мы зарегистрировали проспект эмиссии российских долговых инструментов в объеме 5 млрд руб. Однако пока мы их не размещали, и наши планы зависят от динамики ставок на рынке.

“Ко”: Есть ли у вас кредиты коммерческих банков?

В.С.: Это незначительная доля по сравнению с публичным долгом. Общий объем кредитных линий коммерческих банков, включая выданные дочерним компаниям, составляет около 200 MUSD. Мы рассматриваем и перспективы синдицированных кредитов в будущем.

“Ко”: По итогам 2002 года вы выплатили дивидендов на 111,35 MUSD, что составило около 40% чистой прибыли. При этом вы прибегаете к внешним заимствованиям. Вы считаете такую политику рациональной?

В.С.: Существует соглашение между АФК “Система” и Deutsche Telekom, в котором говорится, что два крупнейших акционера ожидают, что компания будет платить дивиденды в размере не менее 25% чистой прибыли (в договоре подразумевается, что чистая прибыль рассчитывается по российским стандартам бухгалтерской отчетности). МТС – прибыльный бизнес, и мы предполагаем, что компания и далее будет платить дивиденды своим акционерам. Сочетание же выплат дивидендов с взвешенной политикой по привлечению долгового капитала – это нормальная финансовая практика, и в случае с МТС она способствует улучшению структуры капитала компании.

Старые связи

За неделю до назначения нового генерального директора МТС в телекоммуникационной отрасли произошло еще одно важное событие: известный инвестиционный банкир Леонид Рожецкин продал компании “Альфа-Эко” 25% плюс одну акцию оператора мобильной связи “МегаФон”. “Альфа” уже владеет блокирующим пакетом “ВымпелКома”, и если ей удастся каким-то образом объединить активы двух операторов, то новая компания может потеснить МТС с пьедестала. Самое удивительное, что Сидоров мог знать подоплеку сделки, поскольку работал вместе с Рожецкиным в “Связьинвесте”, а его двоюродный брат Дмитрий Разумов был одним из учредителей LV Finance – компании, которая и была владельцем проданных “Альфе” акций “МегаФона”.

На прямой вопрос о том, была ли у него информация о готовящейся сделке, Сидоров не отвечает. Я захожу с другой стороны: “Несет ли эта сделка угрозу МТС?” Сидоров в очередной раз проявляет чудеса дипломатии: “Компания привыкла работать в высоко конкурентной среде. И в покупке для МТС есть как позитивные, так и негативные аспекты. Никаких изменений в тактике, а тем более стратегии, не предвидится”. Такая вот диалектика.

© Сергей Филиппов