РКСС: Роль видеонаблюдения в современных системах безопасности

0
384 views

Какую роль играет видеонаблюдение в современных системах безопасности, корреспонденту ComNews рассказал Сергей Селезнев, руководитель проектов ЗАО “Российская корпорация средств связи” (РКСС).

– В последнее время в России растет интерес к системам видеонаблюдения, в том числе и на государственном уровне. Насколько велико их значение для современных систем безопасности?

– Видеонаблюдение – лишь один из сенсоров, причем не самый значительный. Если говорить об объектах критической инфраструктуры, то для них гораздо более важны системы телеметрии. Например, автомобиль может внешне выглядеть замечательно, но при этом не заводиться и не ехать. У каждого объекта существует множество показателей состояния, которые можно снимать датчиками и анализировать, не наблюдая его визуально. Причем такие показатели могут актуализироваться с частотой от 1 секунды до 1 года. Благодаря этому можно получить интегральную оценку всех объектов критической инфраструктуры города и с высокой точностью предугадывать возможные проблемы. На это и нацелена наша комплексная автоматизированная система управления безопасностью (КАСУБ).

– В чем преимущества реализованного в этой системе подхода?

– На бумаге подробный отчет о состоянии объектов в какой-то момент времени займет множество сотен страниц, работать с которыми практически невозможно. КАСУБ же позволяет, не погружаясь во все эти детали, сразу увидеть тенденции. А ликвидировать “узкое место” на объекте критической инфраструктуры по силам руководству этого объекта. Также в нашей системе есть такое понятие, как паспорт объекта, и это нас уже неоднократно выручало. Когда на объект выезжают службы оперативного реагирования, у них, как правило, с собой ничего нет, кроме какого-то базового набора вспомогательных инструментов. Мы храним в КАСУБ все данные и схемы, которые могут понадобиться на каждом конкретном объекте, и подсказываем мониторинговым центрам, какую информацию нужно выдать службам, чтобы скоординировать их действия.

– И, тем не менее, в большинстве государственных инициатив в области безопасности видеонаблюдению отводятся ключевые функции. Например, программа “Безопасный город”.

– У нас есть интересный подход к внедрению систем видеонаблюдения для крупных муниципальных образований и городов. Главное – правильно выбрать и согласовать места установки видеокамер. Не случайно мы предлагаем рассматривать муниципальные образования как совокупность объектов критической инфраструктуры. С нашей точки зрения, даже площадь – объект критической инфраструктуры: если на ней образовалась толпа или митинг, нужно понимать, как реагировать на происходящее и вовремя предупредить об этом дежурный персонал. Тем не менее, защита какого-либо периметра не может сводиться к установке видеокамер и построению системы контроля и авторизации. Поэтому мы рассматриваем все факторы, оказывающие влияние на жизнедеятельность объекта, в комплексе.

– Скрытая видеосъемка без предупреждения – это нарушение гражданских прав. Вы сталкивались на практике с этим противоречием?

– Сталкивались. Первый серьезный прецедент был, когда мы поставили системы видеонаблюдения в московских отделениях милиции и направили камеры на дежурных. Это очень позитивно повлияло на эффективность их работы. А как только мы решили настроить камеры на КПЗ, сразу же выяснилось, что мы не имеем на это право, так как нарушаем конституционные права граждан. Зачастую то, как именно организовать видеонаблюдение, определяет не закон, а конкретная организация. Сейчас мы работаем с энергокомпанией федерального масштаба, у которой на каждой подстанции есть дежурно-диспетчерский персонал. Сначала руководство компании не хотело устанавливать там камеры, но взвесив все за и против, приняло решение об их установке.

– Какие из инициатив государства в сфере безопасности за последние несколько лет вы считаете наиболее эффективными?

– Весной прошлого года была утверждена на уровне трех силовых министерств концепция “Комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения”. С моей точки зрения, это знаковый документ, который пока не подкрепляется никакими конкретными мерами или действиями. В России есть ведомственная безопасность, есть безопасность на транспорте (16-ФЗ), есть безопасность топливно-энергетического комплекса (256-ФЗ) и безопасность банковской деятельности, есть безопасность антитеррористическая и закон о полиции. Но все вместе они, увы, пока не образуют единое целое.

– В чем это выражается?

– У нас нет межведомственной безопасности. Проблема в том, что государство никак не может разработать регламенты организации межведомственного взаимодействия. Яркий тому пример – “Система 112”, работы над которой ведутся уже лет 7, а единого номера 112 так до сих пор и нет. Если бы у этого проекта было одно ответственное лицо, с него можно было бы спросить. Поэтому государству сейчас нужны не точечные программы, вроде “Безопасного города”, а нечто другое, более комплексное и всеобъемлющее. За рубежом такие проблемы скоординированно решаются в рамках единых государственных программ типа Critical Infrastructure Protection в США и Европейском союзе.

 

Источник:

ДАНИЛА ШЕПОВАЛЬНИКОВ

© COMNEWS

22.03.2012

 

Контакты:

Ольга Калинина, директор по связям с общественностью 

ЗАО “Российская  корпорация средств связи”

тел. + 7 985 255 34 11,  okalinina@pkcc.ru.