О проблемах украинского телекома на фоне соседей и не только

8 декабря в Киеве прошел Международный форум «Перспективы развития ИКТ в регионе СНГ и Восточной Европы», организованный Торгово-промышленной палатой Украины при поддержке Администрации связи (АС) Украины и Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в области связи и информатизации (НКРСИ).

Форум собрал свыше 150 человек, включая руководителей АС государств-членов Регионального содружества в области связи (РСС), Госспецсвязи Украины, Комитета ВР по вопросам транспорта и связи ВР, участников ИКТ-рынка Украины и других стран, представителей органов центральной исполнительной власти, госструктур, операторов, вендоров, НИИ и вузов. Докладчики форума представляли Испанию, Литву, Молдову, Украину, Россию, Швейцарию и Швецию

Данное мероприятие было приурочено к очередной сессии РСС, состоявшейся в украинской столице 7 декабря, поэтому участников и гостей форума приветствовал, в частности, министр связи и ИТ Азербайджанской Республики Али Аббасов. Глава Исполнительного комитета РСС Нуридин Мухитдинов рассказал о перспективах развития ИКТ в регионе СНД и Восточной Европы, выделив среди приоритетов работы этой организации, которой только что исполнилось 20 лет, широкополосный интернет-доступ, связь 4G и цифровое телевидение. О проектах Стратегии сотрудничества стран-участников СНГ в построении и развитии информационного общества и Плана действий по ее реализации на период до 2015 года рассказала руководитель Департамента информационно-коммуникационных технологий Исполнительного комитета РСС Ирина Саморукова (Россия).

Об проблемах украинского телекома на фоне соседей и не толькоНа важность создания трансграничного пространства доверия на основе Интернет в странах–участниках СНГ обратил внимание представитель Комиссии РСС по информационной безопасности (Молдова) Александр Донос. Ведь пока электронные документы, циркулирующие в рамках информационных систем СНГ, не имеют взаимной юридической силы. А создание доверенного пространства предполагает предоставление новейших электронных деловых (электронные аукционы, информатизация пунктов пропуска), социальных (телемедицина, дистанционное образование) и других юридически значимых услуг. Поэтому сейчас идет подготовка проектов Соглашений о порядке при знания юридической значимости электронных документов в международном информационном обмене между странами-членами СНГ и по использованию ИКТ-изделий, содержащих криптографические функции, наряду с решением вопроса о принципах создания Единого центра по обеспечению безопасности в киберпространстве СНГ.

А на что ориентируется Европа? Директор Комитета по развитию информационного общества при Министерстве транспорта и коммуникаций Литвы Валдас Кишонас ознакомил присутствующих с «Цифровой повесткой Европы 292 0», среди целей которой:
— базовый широкополосный доступ к Интернету до 2013 года для 100% граждан ЕС;
— быстрый широкополосный интернет-доступ (30 Мбит/с) до 2020 года для всего населения ЕС;
— сверхбыстрый широкополосный интернет-доступ (более 100 Мбит/с) для 50% европейских домохозяйств до 2020 года.
Предполагается, что до 2015 года 50% населения ЕС будет делать покупки в Интернете (20% населения — из других стран, в том числе — 33% малых и средних предприятий). К тому же сроку 50% граждан должны иметь возможность пользоваться электронными услугами правительств, доступность всех основных трансграничных государственных услуг запланирована также на 2015 год.

В самой Литве только в 2010 в электронное пространство перемещены услуги «Электронная полиция”, “Портал водителей” , электронный сервис
регистрации персональных предприятий, ЗАО и части юридических лиц; создание и внедрение электронной системы обслуживания жителей и возможность по Интернету предоставлять различные электронные услуги застрахованным людям, получателям соцвыплат и др. Отметим, что электронной подачей деклараций о доходах в этой стране охвачено уже 86 % населения (данные I полугодия 2011 года).
Об проблемах украинского телекома на фоне соседей и не только
Но перейдем к проблемам отечественного телеком-рынка. Директор Департамента телекоммуникаций НКРС Владимир Гресько, анализируя нынешнее состояние рынка ШПД в нашей стране, назвал основными проблемами его развития задержку с конкурсом на 3G частоты для мобильной связи наряду с правовыми и организационными барьерами при построении инфраструктуры интернет- доступа. Не обошел он вниманием и препоны при доступе операторов к жилому фонду всех форм собственности при проведении строительных и монтажных работ по созданию такой инфраструктуры. К тому же механизм совместного использования такой инфраструктуры пока отсутствует.

По мнению Владимира Гресько, основными задачами НКРСИ в плане стимулирования развития этого рынка являются включение интернет-доступа в перечень общедоступных телекоммуникационных услуг наряду с созданием государственного фонда универсальных услуг для стимулирования развития широкополосных сетей в сельских и высокозатратных для прокладки каналов связи районах. Участникам рынка необходимы и регуляторные правила, способствующие устранению административных барьеров при развитии сетей, построении сетевой инфраструктуры, а также правила совместного использования последней.

По словам главы НКРСИ Петра Яцука, соответствующий законопроект уже прошел предварительное обсуждение, и теперь его предстоит согласовать с заинтересованными госорганами. Глава НКРСИ выразил надежду, что «в Верховную Раду его удастся подать до конца года». Предполагается, что этот законопроект проект станет стимулом для совместного использования операторами всей созданной в последние десятилетия телеком-инфраструктуры — от мобильных БС до оборудования последней мили, установленного непосредственно на месте проживания абонента.

До конца года НКРСИ планирует внести в Верховную Раду и законопроект, в котором интернет-доступ будет квалифицирован как универсальная общедоступная услуга связи, следовательно, тариф на эту услугу будет регулировать Комиссия. По словам Петра Яцука, сейчас существует несколько версий такого законопроекта, в одной из которых постулируется и создание Фонда универсальных услуг для компенсации затрат на предоставление такой услуги. Отвечая на вопрос о том, какой может быть ставка отчислений в этот фонд, глава НКРСИ сказал, что ставка пока не определена, но «чем меньшей она будет, тем лучше».

В свою очередь, директор по корпоративному управлению и контролю мобильного оператора «МТС Украина» Олег Проживальский в своем выступлении сделал акцент на существовании таких актуальных для операторов проблем, как неурегулированность отношений между операторами по интерконнекту, непрозрачность отношений операторов с контент-провайдерами и т.п. По-прежнему беспокоят докладчика попытки регулирования тарифов в условиях жесткой конкуренции.

Олег Проживальский уже в который раз высказал мнение, что нормативная база регулирования отстает от развития технических средств, а существующая система сертификации тормозит внедрение современных технологий в Украине. Правда, замдиректора УНИИС Владимир Митусов выразил несогласие с Олегом Проживальским по поводу якобы излишней длительности сертификации телеком-оборудования. По его мнению, сроки 4-6 месяцев в этом процессе превышаются редко. Но то, что для сертификаторов нормально, для операторского бизнеса зачастую выглядит как проволочки…
Об проблемах украинского телекома на фоне соседей и не только
Тем временем Олег Проживальский выразил обеспокоенность по поводу повисших в воздухе перспектив внедрения UMTS и LTE в Украине наряду с проблемами использования ВОЛС на последней миле и недопониманием в отрасли необходимости ускоренного развития транспортных сетей. В результате докладчик сделал вывод, что регуляторные органы недостаточно стимулируют развитие современных технологий. В частности, по его мнению, при регулировании и разработке нормативных актов пора отходить от принципа территориального деления, который применим только к фиксированной телефонной связи.

Об проблемах украинского телекома на фоне соседей и не только Еще одним возмутителем спокойствия на форуме стал генеральный директор компании «Датагруп» Александр Данченко, который выразил мнение, что внедрение современных образовательных систем позволит повысить уровень и качество образования в учебных заведениях (сейчас квалификация претендентов на вакансии в его компании докладчика не устраивает). Он напомнил, что единой статистики по проникновению
Интернет в учебных заведениях Украины не существует до сего дня. Докладчику оппонировала директор Киевского колледжа связи Светлана Чечуро, напомнившая присутствующим, что выпускники этого учебного заведения успешно работают в крупнейших отечественных телекоммуникационных компаниях.

Тем временем Александр Данченко выразил поддержку национальному проекту «Цифровой район», одним из элементов которого является подключение образовательных учреждений Украины к Интернету (10 тыс. объектов по всей территории страны). В качестве одной из технологий доступа рассматривается двухсторонняя спутниковая связь VSAT, позволяющая обеспечить высококачественный доступ к Интернету наряду с подключением телефонной связи. Александр Данченко ратовал также за принятие программы информатизации учебных заведений на государственном уровне на базе проекта «Цифровой район», закрепление работы проекта на законодательном уровне и привлечение к работе над такими проектами национальных, а не сторонних операторов связи.

Отметим еще несколько актуальных проблем, которые поднимались на форуме. Так, представитель компании «Эрикссон Украина» Ульф Перссон, говоря о распределении радиочастотного спектра для перспективных технологий мобильной связи, задел вопрос вопрос об использовании «цифрового дивиденда» (нижней части радиочастотных диапазонов 700-800 МГц) для внедрения 4G. Заметим, что накануне форума, после заседания РСС, глава Госспецсвязи Леонид Нетудыхата заявил о приверженности руководства отрасли этой идее. Но средства аэронавигации, аналоговое ТВ, да и CDMA-операторов придется из этих диапазонов выводить на протяжении нескольких лет, напомнил он.
В свою очередь, завершить конверсию для использования 2 ГГц диапазона с целью внедрения 3G можно только при получении Минобороны в 2012 году соответствующего бюджетного финансирования (пока бюджет находится в стадии согласования). По словам Петра Яцука, для высвобождения 100 МГц спектра, необходимых для выдачи четырех операторских лицензий, нужно свыше 2,5 млрд грн (первый этап — 864 млн грн). Он напомнил, что нынешним законодательством Минобороны запрещено проводить конверсию за внебюджетные средства (в частности, полученные от заинтересованных операторов, как предполагалось ранее). Так что, если необходимая для конверсии сумма в бюджете предусмотрена не будет, необходимо будет выступить с законодательной инициативой, дабы сделать возможным проведение конверсии за счет частных инвесторов.

Об проблемах украинского телекома на фоне соседей и не толькоПетр Яцук сообщил также, что НКРСИ уже разработаны правила переноса номеров абонентов при смене оператора связи (сервис MNP). Комиссия готова утвердить их и зарегистрировать в Минюсте, но технические требования к организации данной услуги еще не готовы. Торможение процесса разработки документа глава НКРСИ связал с проведением административной реформы. «Мы знаем, что Госспецсвязи сейчас активно работает над ним», — сказал Петр Яцук. По его данным, в течение одного-двух месяцев после окончания разработки технических требований Комиссия сможет завершить проект предоставления сервиса MNP, а также выбрать на конкурсе субъект хозяйствования, который сможет реализовать его технически.
Что касается введения дополнительной маркировки РЭС, то, по мнению главы НКРСИ, цена на мобильные телефоны при этом существенно не повысится. Петр Яцук выразил недоумение: «Я не знаю, откуда взялась информация о том, что в результате маркировки стоимость мобильных телефонов поднимется на $10, при том, что стоимость маркирования предполагается на уровне 5,04 грн».

Что касается отключения мобильных телефонов, IMEI-коды которых при ввозе не были внесены в базу, то в этом вопросе глава НКРСИ совершенно непреклонен, хотя и отмечает, что для этого могут понадобиться некоторые регуляторные меры. По его словам, вопрос отключения сейчас рассматривается в двух вариантах: либо через Правила предоставления и получения телеком-услуг, либо через соответствующий законопроект.

© Wireless Ukraine