3G шагает по планете слишком медленно

0
218 views

отличие от своего предшественника второго поколения – самого популярного в мире сотового стандарта GSM, стремительный рост числа абонентов которого не перестает удивлять аналитиков, европейский сотовый стандарт третьего поколения UMTS (другое название – W-CDMA) шествует по планете без особой спешки. При этом лидерами внедрения европейской версии 3G стали не передовые европейские державы (пока коммерчески действующих сетей третьего поколения нет ни в Германии, ни во Франции), а Япония, Италия и Австрия.

Ключевую роль здесь сыграла цена лицензий. Сотовые операторы, заплатившие в сумме около 107 млрд USD за лицензии третьего поколения, просто не нашли денег на развертывание сетей. Поэтому на переднем технологическом крае оказались те страны, где лицензии продавались сравнительно недорого, – Австрия, Ирландия, Италия и Швеция.

Большинство работающих европейских UMTS-сетей контролируется гонконгским конгломератом Hutchison, точнее, его подразделением для оказания услуг связи третьего поколения Hutchison 3G, продвигающем услуги по всему миру под незамысловатой торговой маркой “3”. Оператор “3” уже работает в Италии, Великобритании, Австрии и Швеции, а в начале октября запустился в Дании. Есть “3” и в Австралии. В Австрии помимо Hutchison работает UMTS-сеть компании Mobilkom Austria, а в Ирландии – Vodafone.

А первая в мире сотовая сеть “европейского” стандарта третьего поколения UMTS заработала, как ни странно, вовсе не в Европе, а в Японии – местный оператор NTT DoCoMo запустил эту сеть под брэндом FOMA еще в 2001 году.

Сегодня количество абонентов UMTS в мире составляет около 1,8 млн человек. По данным британской аналитической компании EMC, в Австрии и Швеции у “3” более 15.000 абонентов, в Австралии – более 65.000 человек, Италии – более 300.000 человек и Великобритании – более 160.000 абонентов. Mobilkom Austria, запустивший свою W-CDMA-сеть в апреле 2003 года, обслуживает 1500 человек. Число абонентов японского UMTS-оператора NTT DoCoMo (работает под торговой маркой FOMA) недавно перевалило за 1 млн человек, а у японской “дочки” Vodafone – Vodafone K.K. – около 83.000 пользователей. Кроме того, пилотные сети 3G работают на острове Мэн и в Княжестве Монако.

Радужные перспективы.

“К концу 2003 года в мире будет около 2 млн пользователей 3G. В концу 2004 года их количество достигнет 12 млн, а в 2005 году эта технология выйдет на массовый рынок и абонентами UMTS станет 40 млн человек”, – предсказывает член правления Siemens AG Руди Лампрехт. По его прогнозам, в течение 2006 года абонентская база UMTS превысит 100 млн пользователей. Наконец, к 2010 году каждый новый сотовый телефон в Европе будет поддерживать 3G.

Опрос 3000 пользователей мобильной связи в Германии, Франции и Великобритании, проведенный компанией Europressedienst Research в столицах этих государств, показывает, что около половины респондентов считают, что у технологии 3G хорошие перспективы. Более 52% опрошенных немцев, около 37% англичан и 41,6% французов намерены в ближайшем будущем приобрести UMTS-телефон. Среди бизнес-абонентов энтузиазм по поводу UMTS несколько выше. Так, 70% немецких корпоративных пользователей собираются приобрести телефон UMTS.

Скромные успехи.

По оценкам старшего аналитика международной исследовательской компании Pyramid Research Светланы Исаевой, к концу 2003 года из 332 млн западноевропейских сотовых абонентов пользователями стандарта UMTS будет не более 1,5 млн человек. Сегодня лишь около 700.000 европейцев могут похвастать телефонами третьего поколения, но европейские операторы возлагают большие надежды на предрождественские продажи. Столько же пользователей UMTS к концу года будет в Азии (главным образом в Японии).

В то же время у азиатского конкурента европейского UMTS – стандарта CDMA 2000 1X дела идут лучше. По данным EMC World Cellular Datametrics, этот стандарт уже насчитывает более 24 млн приверженцев. Хотя в России официально лицензии на третье поколение сотовой связи не выдавалось, де-факто внедряющийся в России холдингом Sky Link стандарт CDMA-450 также относится к стандартам третьего поколения. Правда, с точки зрения скорости передачи данных попадает в промежуток между 2,5G и 3G.

Телефоны.

В Европе на рынке коммерчески доступных в массовых количествах UMTS-телефонов лидируют японская NEC и американская Motorola. По данным Pyramid Research, NEC уже поставил на западноевропейский рынок около 600.000 сотовых телефонов третьего поколения и – довольно амбициозно – планирует до конца года довести эту цифру до 2 – 2,5 млн трубок.

Поставки Motorola оцениваются примерно в 200.000 телефонов третьего поколения. С помощью недавно выпущенной на рынок новой 3G-модели до конца года Motorola может продать в Европе примерно столько же. Поставки 3G-трубок других производителей пока не приобрели массового характера.

Так, Siemens U10 был коммерчески доступен в основном абонентам Mobilkom Austria, а Nokia 6650 с июня продвигали Vodafone Ireland и тот же Mobilkom. Nokia также планирует выбросить на рынок свой второй UMTS-телефон Nokia 7600 до конца года.

Другие крупные производители поставляют свои UMTS-трубки на более развитый японский рынок, предпочитая пока не связываться с невысокими объемами европейского. Так, на японском рынке UMTS наибольшей популярностью пользуются трубки NEC и Panasonic, причем последний пока не продает трубок в Европе. А корейский Samsung делает телефоны лишь для местной разновидности CDMA.

Сегодня самые популярные UMTS-модели в Европе – телефоны NEC e616 и e808, а также Motorola A835. С сентября последняя выпустила на европейский рынок еще одну модель – Motorola A920. В ноябре модельный ряд телефонов UMTS должен существенно расшириться – выпуск на массовый рынок новых моделей проанонсировали Sanyo, Sharp, SonyEricsson, Siemens, Samsung и Nokia. Однако ожидается, что действительно массовые поставки этих телефонов начнутся не раньше 1Q04.

Стоят телефоны третьего поколения у разных операторов по-разному. Так, “3” в Великобритании дотирует телефоны, доходя до бесплатной раздачи трубок контрактным пользователям. Итальянский “3” поначалу обещал не заниматься халявой, однако недавно не удержался и тоже начал раздавать контрактникам бесплатные телефоны.

Австрийскому Mobilkom и ирландскому Vodafone пока удается избегать демпинга, позиционируя 3G как стандарт для наиболее обеспеченных абонентов и продавая трубку по 700 – 800 евро за штуку. Аналитики ожидают, что к декабрю 2004 года средняя цена на трубку третьего поколения снизится до 200 евро.

Зачем нужен UMTS?

В Великобритании, по словам Исаевой из Pyramid Research, среднемесячный счет одного абонента (ARPU) UMTS-сети Hutchison 3G летом этого года составлял около 70 USD, в Италии этот показатель несколько выше – в районе 80 USD. В Англии наиболее привлекательной услугой для абонентов сетей 3G остаются традиционные голосовые услуги. Местный оператор “3” предлагает дешевые ежемесячные тарифы, включающие большой объем включенных голосовых минут, а также возможность совершать видеозвонки по цене голосовой связи. В Италии предпочтения пользователей другие – их привлекает возможность загрузки видеоклипов на свои телефоны. При этом видеозаписи наиболее острых моментов футбольных матчей составляют более трети от всех видеоклипов.

По словам официального представителя Mobilkom Austria Элизабет Мэттс, до нового года абоненты этой сети могут пользоваться всеми услугами UMTS бесплатно. Сейчас у абонентов австрийской сети наиболее популярны такие услуги, как traffic cam (возможность увидеть на дисплее телефона ту или иную развязку на предмет дорожных пробок), телетрансляция новостей и разнообразные мобильные игры.

“Поначалу мы несколько недооценили сложности задачи пропорционального развития сети, поставок трубок и предоставления набора услуг, – признается Мэттс. – Но мы вышли на рынок очень рано, и сейчас самое время заняться вопросами оптимизации системы, улучшения инфраструктуры и просвещения абонентов”.

По словам Мэттс, ее компании не хватает телефонов с длительным сроком службы батареек, совместимых с предоставляемыми компанией мультимедийными услугами, которые могли бы одинаково хорошо работать в сетях как второго, так и третьего поколения. “Услуги 3G не завоюют массовой популярности до тех пор, пока мы не сможем предложить нашим пользователям привлекательные телефоны”, – резюмирует Элизабет Мэттс.

Японские первопроходцы

Японская “дочка” британского сотового гиганта Vodafone – компания Vodafone K.K. , оказывающая услуги в Японии под маркой J-Phone, пока существенно уступает по количеству абонентов пионеру рынка NTT DoCoMo. Сейчас UMTS-сети обеих компаний обеспечивают покрытие территории, на которой проживает 96% населения Японии.

В отличие от NTT DoCoMo, Vodafone предоставляет абонентам возможность роуминга с сетями GSM во время зарубежных поездок, используя двухстандартные телефоны Vodafone, чего нет у его основного конкурента NTT DoCoMo.

“Сейчас трубки 3G становятся все более привлекательными”, – отмечает пресс-секретарь Vodafone K.K. Мэттью Николсон. По его мнению, новые модели Sanyo и Sharp, которые вскоре появятся на рынке, будут конкурентоспособными по сравнению с трубками GSM. Николсона не пугает перспектива конкуренции с азиатским стандартом CDMA 2000 1X. “Этот стандарт обеспечивает максимальную скорость загрузки данных в 144 Кбит/сек, что в два с половиной раза ниже нашей, к тому же он не позволяет устраивать видеотелефонную связь и не имеет глобального роуминга”, – отмечает он.

“Мы планируем подключить 1,46 млн абонентов к концу марта 2004 года”, – говорит руководитель отдела международных связей NTT DoCoMo Такуйя Ори. По его словам, наибольшей популярностью среди абонентов FOMA пользуются услуги i-mode. По словам Ори, в апреле – июне 2003 года ARPU (средние ежемесячные траты одного абонента FOMA) составляли 9610 иен (88 USD). При этом он солидарен со своим коллегой из Vodafone K.K. в том, что численный перевес абонентов азиатского стандарта CDMA 2000 1X связан исключительно с тем, что сети этого стандарта появились на рынке раньше, сетей UMTS.

© Александр Борейко