Маркетолог: “Методика измерения “крутизны” сайта по месту в рейтинге давно устарела”

0
204 views

Современный Интернет, как и любой вид бизнеса, немыслим без конкуренции и соперничества. Для привлечения рекламодателей и посетителей большинство ресурсов пользуются стандартными методами, но всегда ли проторенный путь является единственно верным?

На вопросы “Главреда”

о методах ведения конкурентного бизнеса в Уанете отвечает Андрей Шмындюк, независимый консультант по веб-маркетингу, за плечами которого не один год в Сети и множество по сей день работающих проектов.

Андрей, в среде специалистов вы известны, как человек, принимавший участие в различных проектах, успешно работающих и по сегодняшний день. Как достигнуть успеха в условиях украинского рынка?

В Интернет-бизнес чаще всего приходят люди двух категорий. Первая – это инвесторы, зачастую не имеющие детального представления о принципах функционирования этого бизнеса, и вторая, реализаторы – специалисты, знающие как сделать продукт, но не владеющие достаточными знаниями в области менеджмента и маркетинга, чтобы сделать его успешным.

Гарантом успешности проекта в подавляющем большинстве случаев являются профессионалы – менеджеры высшего звена, владеющие необходимыми знаниями и опытом, способные стать связующим звеном между инвестором и реализатором, и правильно определить цели и этапы развития проекта. Профессионал всегда знает каких конкретно целей он хочет достичь.

Чем оценивается успешность результатов работы руководителя?

Основными составляющими успешности любого современного проекта, по моему мнению, являются известность проекта, его финансовые показатели и ядро лояльных посетителей ресурса.

Вы хотите сказать, что фактически любой проект, обладающий громким именем, приносящий прибыль и занимающий первые места в топах можно назвать успешным?

В той или иной мере да. Но если с первыми двумя критериями все достаточно понятно, то с подсчетом посетителей у многих ресурсов сегодня наблюдается схожая проблема – “погоня за количеством любой ценой”.

Менеджера проектов пытаются привлечь максимальное число случайных посетителей, чтобы оказаться в рейтингах выше прямых конкурентов. Особенно сильно этоим злоупотребляет в последние перед выборами месяцы, ряд новостных ресурсов – в погоне за рекламодателем они не брезгуют переходами с сайтов сомнительного содержания.

Как это происходит?

Примитивно. На эротическом или развлекательном сайте, за определенную плату, размещается рекламная ссылка шокирующего или похабного содержания, в общем, обыкновенная “желтуха”, при нажатии на которую посетитель попадает на новостной сайт.

Чем же это плохо? Ресурсы получают дополнительных посетителей, рекламодатели – аудиторию…

Ресурсы получают клик, но не посетителя. Посудите сами – зачем обманутому посетителю, котрый нажал на ссылку порнографического содержания обычные новости? Не найдя на ресурсе обещанного материала он покидает сайт. Сайт будет вынужден повторно оплачивать переход каждого такого посетителя снова и снова. А оплачивает покупку этих “мертвых душ” из свого кармана рекламодатель сайта. К слову, “мертвыми душами” грешит добрая треть ведущих украинских новостных сайтов. И не только новостных.

Что же делать рекламодателю в таком случае? Как не оказаться обманутым?

В первую очередь нужно обращать внимание на аудиторию ресурсов на которых они рекламируются, анализировать откуда посетители приходят на эти сайты. Так же очень важно обращать внимание на соотношение количества постоянных посетителей сайта к общему. Чем оно выше – тем стабильнее ядро аудитории и тем предсказуемее результаты размещения рекламного материала на этих сайтах.

Насколько правильно современные менеджеры ресурсов пользуются аналитическии инструментами, например статистикой?

Это зависит от квалификации менеджера. Начинающие уделяют очень много внимания поверхностному анализу: изучают места в рейтингах, смотрят на ежедневное количество посетителей, которое они получают с различных сайтов и не более того. Современный рынок аналитических инструментов давно шагнул на несколько шагов вперед, и опытные маркетологи пользуются такими инструментами, как: сравнение своей аудитории с другими сайтами, изучение динамики ее изменения, прогнозы активности посетителей, приходящих с тех или иных сайтов. Иными словами – методика измерения “крутизны” сайта по месту в рейтинге Бигмира (или прочих рейтингах, количество которых бессмысленно растет в последнее время, не предлагая рынку ничего нового) давно устарела и используется в основном любителями.

Какого рейтинга не хватает сегодня украинскому рынку?

Нужен рейтинг, который будет основываеться на изучении динамики лояльной аудитории, потому, что это и есть основной показатель “крутизны” ресурса.

Большинство новостных сайтов покупает переходы у новостных аггрегаторов, каталогов. В этих случаях так же встречаются “мертвые души”?

Безусловно, каждый генератор трафика использует свои хитрости, но в случае с аггрегаторами проследить “чистоту” посетителей намного сложнее. Хотя, если говорить о рекламе на страницах самих аггрегаторов – ее результаты довольно неплохие.

Об аггрегаторах. “Растяжки” Укрнета в свое время наделали много шуму в интернет-сообществе…

Украинский интернет более консервативен, чем российский. Он очень сложно принимает новшества. И если “растяжки” Укрнета являются нормальным экономическим прорывом, то сегодняшнее появление большого числа “желтых” аггрегаторов, когда подавляющее большинство посетителей которых приходит с ресурсов сомнительного характера, является очень серьезным ударом по качеству контента украинских ресурсов. Если не принять срочные меры по очистке рынка от трафика сомнительного происхождения – эффективность рекламы на интернет-ресурсах значительно упадет, и тем самым отдалится приход инвесторов в этот очень перспективный рынок.

Какие еще проблемы существуют в украинском Интернете?

Из того, с чем приходилось сталкиваться лично могу выделить непрофессионализм топ-менеджмента и неграмотное управление финансами.

У вас богатый опыт в построении баннерных сетей: МБН, Адвертариум, частные коммерческие решения. В чем преимущества созданых вами проектов?

В каждом случае – это правильно угаданная ниша на рынке. При построении МБН пришлось воспользоваться слабостями БигБН – не всегда корректной цензурой и проблемой накоплений на счетах участников. БигБН в тот момент сами создали все условия для появления конкурентов, поэтому для создания конкурентноспособной сети особых проблем не было. Инвестиции в создание МБН были окуплены за пол года. С Адвером было сложнее – готового места на рынке не было. Были изучены слабые стороны в сервисах существующих сетей и создан абсолютно качественный сервис, с очень гибкими возможностями и отличной статистикой.

Создание Адвертариума обошлось в несколько раз дороже МБН, т.к. была приобретена более мощная, абсолютно новая система управления баннерооборотом – российский MadBanner. Кроме того, впервые на рынке баннерообменных сетей СНГ, Адвертариум начал выплачивать участникам часть от денег, принесенных рекламодателем. Этого нет до сих пор ни в одной обменной сети содружества – за каждый показ коммерческого баннера на сайте участника на счет автоматически начисляются деньги. В других сетях за это не платят до сих пор. Так же постоянно делаются шаги на встречу участникам, позволяющие улучшить эффект от участия в сети.

Филипп Мясников