Коммунальные платежи: безопасно и мгновенно

Своевременное получение платежей населения является одной из наиболее актуальных проблем для предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Имеющиеся здесь трудности связаны не только с постоянным ростом тарифов на эти услуги, опережающим рост доходов граждан, но и с неудобством для населения процедур погашения задолженности.

Почти 90% оплат осуществляется сегодня наличными через банковские кассы, график, работы которых совпадает с рабочим временем экономически активного населения. После 5 часов вечера, в выходные и праздничные дни оплатить коммунальные услуги в большинстве городов Украины практически невозможно. Вот и приходится людям среднего и молодого возраста ежемесячно «отправлять в поход в сберкассу» своих родственников-пенсионеров. В такие дни в банках, принимающих квартплату, можно наблюдать многометровые очереди плательщиков, вид которых способен отпугнуть гражданина, рассчитывавшего «заплатить по-быстрому в банке рядом с работой». До недавнего времени такой человек легко махнул бы рукой на такое зрелище со словами: «Потом как-нибудь заплачу». Государство решило бороться с этой проблемой путем возобновления штрафных санкций за несвоевременную оплату коммунальной задолженности. Вероятно, эта мера в определенной степени повлияет на ситуацию, но не решит ее принципиально. Необходим другой подход – формирование таких альтернативных способов оплаты коммунальных услуг, которые были бы лишены вышеуказанных недостатков. На сегодня финансовые организации предлагают два таких способа – платежи через терминалы самообслуживания (ПТКС) и Интернет (с текущих счетов граждан).

Вначале оговоримся, что есть фактор, способный в ближайшее время осложнить не только внедрение новых механизмов расчета за коммунальные услуги, но и жизнь коммунальщиков в целом – изменения в украинском законодательстве. И хотя новый Жилищный кодекс пока еще существует в проекте, последствия других «творческих актов» Верховной рады уже налицо. Речь идет о Законе «Об осуществлении государственных закупок», фактически обязавшем подавляющее большинство предприятий коммунальной сферы проводить среди банков тендеры на оказание услуг по приему платежей населения. Тендерный механизм относительно успешно препятствует коррупции в тех случаях, когда приобрести данный товар или услугу за бюджетные деньги нельзя одновременно у нескольких поставщиков (например, нужно выбрать одного строительного подрядчика или продавца автомобиля аварийной службы). Но услуги по приему платежей можно заказать одновременно у нескольких десятков банков – пусть люди платят через то финансовое учреждение, в которое им удобнее обратиться. В результате применения нормы Закона, в данном случае, приводит не только к затратам коммунальных предприятий на организацию и проведение тендеров, но и к парадоксальным ситуациям, когда тендер в одном предприятии выигрывает один банк, тендер в другом предприятии – другой и т.д. А бедный плательщик должен ежемесячно оббежать несколько банков, чтобы погасить коммунальную задолженность.

Но будем оптимистами – возможно законодатели, как это уже не раз бывало, проанализируют последствия данного Закона и внесут в него необходимые изменения. Вернемся пока к двум инновационным для нас механизмам приема коммунальных платежей.

Первый путь уже освоили многие украинцы для пополнения счетов мобильных телефонов. Очевидные удобства состоят в практическом отсутствии очередей у терминалов (вся процедура занимает в среднем 2-3 минуты, в отличие от 30-60 минут в банке), удобном графике работы ПТКС – 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Поскольку расположены терминалы, как правило, в местах массового движения людей (остановки транспорта, торговые центры и т.д.), ими можно воспользоваться, выйдя вечером с работы, либо в выходной, сходив за покупками в магазин. Такой способ оплаты постепенно становится привычным и для других видов платежей граждан – за стационарный телефон, услуги провайдеров кабельного телевидения и Интернета. В ряде городов (Киев, Донецк и другие) уже есть возможность оплатить в терминалах и коммунальные услуги. И, хотя для того, чтобы такой способ оплаты стал привычным для населения необходимы время и совместные усилия банков и коммунальных предприятий, его перспективы очевидны. Среди дополнительных возможностей, которые здесь предоставляются плательщику, можно назвать легкость заполнения платежных форм, а также получение информации о задолженности по идентификатору.

Еще более удобной и перспективной формой оплаты коммунальной задолженности являются Интернет-платежи. Количество пользователей глобальной сети в Украине постоянно растет. Понемногу осваиваются нашими соотечественниками и финансовые операции в Интернете. Здесь удобства еще более очевидны, чем при пользовании терминалами самообслуживания. Во-первых, для осуществления оплаты, которая также возможна 24 часа в сутки, вообще не нужно выходить из дома или офиса – нужен лишь компьютер с выходом в Интернет. Поэтому, оплатить коммунальные услуги жильцы могут, находясь вне дома (отпуск, командировка) или даже не имея возможности выйти на улицу (болезнь). Во-вторых, оплата осуществляется безналичным путем, то есть не нужно сначала снимать деньги с зарплатной карты в банкомате, а потом идти в кассу банка или к терминалу самообслуживания. Именно таким путем (через Интернет, не выходя из дома) оплачивают коммунальные услуги граждане «цивилизованных стран».

Пока мы говорили о выходах современных способов оплаты услуг для граждан. А что же получат от этого коммунальные предприятия?

Первое очевидное преимущество – более быстрое получение средств. Значимость этого очевидна. Деньги на вашем счете сегодня более ценны, чем те же деньги послезавтра. Своевременно полученные платежи – это своевременно выплаченная зарплата сотрудников, своевременно проведенные закупки материалов и оборудования, это снижение потребности в дорогих кредитах, это, в конце концов, снижение затрат на сбор коммунальной задолженности.

Второе преимущество – снижение расходов на информирование жильцов о размере их задолженности перед коммунальным предприятием. В отличие от традиционных рассылок по почтовым ящикам квитанций (которые печатаются тоже не бесплатно!), передача информации жильцам через Интернет (в том числе, на ПТКС) не стоит коммунальному предприятию практически ничего. Уменьшается нагрузка на абонентские отделы коммунальных предприятий – меньше звонков и посещений с вопросом «Сколько я на сегодня должен?».

Наконец, еще одним преимуществом является возможность получения информации о поступивших платежах в удобном для автоматизированной обработки виде, что позволяет значительно сократить расходы коммунального предприятия и количество ошибок при отражении состояния задолженности на лицевых счетах жильцов.

Среди тех, кто занимается развитием вышеописанных альтернативных способов оплаты коммунальных услуг в Украине, ведущее место занимает Международная платежная система «Флэшчек» и ее расчетный банк – ПАО «Банк Фамильный». Документы МПС «Флэшчек» прошли согласование в Национальном банке Украины, который своим письмом от 24.05.2007 № 25-218/1019-5289 проинформировал о соответствии документов Платежной системы «Флэшчек» требованиям украинского законодательства. На сегодняшний день партнерами МПС «Флэшчек» в приеме платежей населения являются ведущие украинские сети терминалов самообслуживания: 24nonstop, ОСМП/Айбокс, Ситипэй (УСМП), Изисофт, РегулПэй и другие. Общее количество терминалов, процессируемых партнерами МПС «Флэшчек» в Украине, превышает 15000.

Для приема платежей населения через платежные терминалы и Интернет в пользу определенного коммунального предприятия необходимо:

Поступившие от населения денежные средства перечисляются коммунальному предприятию на следующий рабочий день одновременно с пересылкой файлов, содержащих детальную информацию о принятых платежах в согласованной с коммунальным предприятием форме, что позволяет с минимальными трудозатратами отражать изменения состояния задолженности на лицевых счетах жильцов в системе учета коммунального предприятия.

Краткая информация о банке

Публичное АО «Банк Фамильный» работает на рынке финансовых услуг с 1991 года. Банк был зарегистрирован Национальным Банком Украины 27 декабря 1991 года, регистрационный номер 78. Свою деятельность Банк осуществляет в соответствии с полной банковской лицензией, выданной Национальным банком Украины (Лицензия НБУ № 145 от 29.01.2010 г.), а также лицензиями Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Структурные подразделения банка работают в основных финансово-промышленных центрах Украины: Киев, Донецк, Днепропетровск.