Ни мегагерца назад!

0
159 views

Cкорее всего закончится все миром: “УНТ” поделится частотами (ну, может, не в том объеме, который хочет НКРС), а дело не дойдет до конца.

О выдаче в 2000 году ООО “Украинские новейшие технологии” (“УНТ”) 300-мегагерцной полосы частот за мизерную сумму 120 тыс. долл. пресса время от времени упоминала уже года три-четыре. И лишь в последний месяц в деле наконец началось движение:

Национальная комиссия регулирования связи (НКРС) отозвала лицензию “УНТ” на эти частоты, компания опротестовала действия регулятора в суде, прокуратура “возбудила уголовное дело “по факту” злоупотребления чиновниками служебным положением. “Однако вряд ли чиновников, пока фигурирующих в деле как свидетелей, “легким движением руки” превратят в обвиняемых. Все, кто отслеживал эту тему, знают, откуда на самом деле исходили указания подписывать бумаги, которые прокуратура трактует нынче как “лоббирование интересов “УНТ” на системной основе”.

Дело возбуждено по ст. 364 ч.2 УК Украины “Злоупотребление властью или служебным положением, причинившее тяжкие последствия”, предусматривающей наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 8 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Дело возбуждено по материалам Департамента государственной службы борьбы с экономической преступностью МВД Генеральной прокуратурой и передано для расследования в прокуратуру г. Киева.

Итак, лицензия на частоты в диапазоне 3,4-3,7 ГГ № 1636 была выдана ООО “Украинские новейшие технологии” 21 июля 2004 года. 25 октября того же года она была переоформлена под номером 1837 и 1838, а 23 апреля 2002 года – под № 2629. В бюджет за нее поступило 586,5 тыс. грн.

Эта сумма сразу обратила на себя внимание экспертов: стоимость одного мегагерца в этой полосе составила всего 375 долл., тогда как мобильные операторы платили по несколько сотен тысяч за МГц (правда в более дефицитном диапазоне 900 МГц). Да и в европейских странах гигагерцные диапазоны продавались дороже: в Венгрии полоса 3,4-3,6 ГГц была продана за 9 млн. долл. Это позволяло сделать предположение, что частоты были выданы “УНТ” не для прямого использования, а для передачи или продажи третьим лицам.

Согласно постановлению Кабинета Министров от 14 февраля 2001 года в диапазоне 3,5 ГГц запланировано развитие радиосвязи для передачи и ретрансляции телевизионного изображения, передачи звука, цифровой информации. В частности, в нем работают радиорелейные линии Государственного концерна радиосвязи, радиовещания и телевидения (которые, как мы увидим, еще сыграют в этой истории свою роль). “УНТ” планировало разворачивать в нем сети передачи данных в стандарте LMDS. Однако через несколько лет выяснилось, что в данном диапазоне работает разработанная Intel перспективная технология передачи данных WiMAX, которую компания и решила в конце концов развивать.

Кто стоял за “УНТ” в момент выдачи лицензии?

До 2004 года компанию контролировали структуры, близкие к бизнесмену Александру Ярославскому (в т.ч. среди учредителей наблюдалась харьковская фирма “Элмакс”, которая в 2003 году своим иском пыталась заблокировать продажу “Укртелекомом” своей доли в UMC). В прессе “УНТ” часто связывали с именем Юрия Туманова, родственника тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы. Кстати, у “Украинских новейших технологий” была “сестра” по составу учредителей – компания “MMDS Украина”, разворачивавшая телевещательные сети в стандарте MMDS в восточных регионах Украины. Даже юридический адрес у обеих фирм одинаковый.

Однако в 2004 году состав учредителей “УНТ” изменился. Это связывают с тем, что Ярославский тогда выводил свои активы из телекоммуникационной отрасли, в частности, продал свою небольшую долю в “Киевстаре”. По некоторым данням, в 2004 году свои капиталы вывел из компании и Туманов.

В 2005 году инвесторами WiMAX-проекта компании ООО “Украинские новейшие технологии” стали Фонд венчурных инвестиций “Русские Технологии”, член консорциума “Альфа Групп”, и “интеловский” инвестфонд Intel Capital. Как бы там ни было потом, на момент выдачи почти бесплатных частот за компанией стояли такие люди, что указания подписать тот или иной документ должны были выполняться чиновниками Госкомсвязи беспрекословно.

Однако милиция и прокуратура “зацапала” чиновников не за дешевую лицензию. 300 МГц, выданные “УНТ”, почти пять лет не использовались компанией. Фактическое использование их началось лишь в январе 2004 года (пилотная сеть). Эксплуатация сети WiMAX в Киевской области началась лишь в сентябре 2004 года, а в Харькове – в октябре 2005 года. Да и то, из 300 МГц использовалась лишь десятая часть. Однако за частоты нужно было платить, и немало, порядка 70 тыс. грн. в месяц. С целью минимизации этих расходов придумали следующий ход: действие лицензии приостановить, но у компании ее не отбирать.

19 июля 2002 года “УНТ” обратилась в Госкомсвязи с письмом о невозможности использования выданных радиочастот в диапазоне 3,5 ГГц в связи со значительным количеством излучений, которые мешают работе их оборудования. Имелись в виду излучения, создаваемые радиорелейным оборудованием Концерна РРТ. И 1 августа 2002 года Госкомсвязи принял решение приостановить действие лицензии до 31.01.2003. А 27 декабря 2002 года после повторного обращения компании было подписано соглашение о приостановке действия лицензии на неопределенный срок. Приостановка действия лицензии осуществлялась на основании положений постановления КМ №112 от 7 февраля 2001 года, якобы из-за “чрезвычайной ситуации”, в которой оказалась компания. В результате за годы действия этого соглашения компания сэкономила по данным милиции/прокуратуры 2,6 млн. грн., а по данным НКРС – 5,7 млн. грн. платежей в бюджет за использование РЧР.

Однако, по мнению прокуратуры,112-е постановление не могло служить основанием для приостановки действия лицензии, поскольку помехи от работы РРЛ ГКРРТ не могли трактоваться как “чрезвычайная ситуация”. Ведь об этих помехах “УНТ” было известно задолго до получения лицензии: еще в июле 2000 года “Укрчастотнадзор” подготовил экспертное заключение, в котором перечислил радиослужбы, работающие в этом диапазоне. Посему действия чиновников были трактованы как “системное лоббирование”.

“По факту” – удобная формулировка, помогающая увести от ответственности конкретных людей. О каких чиновниках идет речь? Фамилии тех, кто были допрошены по данному делу в качестве свидетелей либо просто опрошены, известны, однако приводить их тут мы не будем. Среди них те, кто работали первыми заместителями председателя Госкомсвязи в 2000 и 2002 годах, а также возглавляли другие “окологоскомсвязевские” учреждения. Дело не в личностях. Учитывая “высокий интерес” в то время к данному диапазону, эти лица сработали как исполнительные чиновники, элементы общей системы коррупции в органах власти. Так что интереснее не то, кто подписывал лицензии и соглашения, а кто и как убеждал их это делать. Тем более, что эти неизвестные “кто” к “УНТ” отношения уже не имеют.

И, в заключение, о перспективах. Уголовное дело – лишь часть общей игры, направленной на изъятие у “Новейших технологий” избыточного частотного диапазона. Напомним: 14 декабря НКРС решила отобрать у “УНТ” лицензию на вышеупомянутый диапазон частот, оставив компании лишь фактически используемую полосу, и выставить их на конкурс. Через десять дней “УНТ” оспорила действия НКРС в Хозяйственном суде Киева, который, приняв дело к рассмотрению, в качестве обеспечительной меры вернул компании лицензию. На суд в нашей стране надежды мало, о чем НКРС знает на собственной шкуре. К тому же существует некий сложный комплекс взаимоотношений между фигурантами дела, который позволил привлечь к нему “силовую поддержку”. Да и “УНТ” не первый раз попадает “на зуб” правоохранительным органам: правда, дело по фактам хозяйственных взаимоотношений этой компании с “Укртелекомом” было закрыто “за отсутстсвием состава преступления”. Так что, скорее всего, закончится все миром: “УНТ” поделится частотами (ну, может, не в том объеме, который хочет НКРС), а дело не дойдет до конца.

(c) Николай Лапин, “proIT”