Сотовое пресыщение. Рынок мобильной связи вопреки ожиданиям не смог удвоится.

0
583 views

Сотовый рынок России впервые за последнее пятилетие не удвоился. За весь 2005 год мобильным операторам удастся увеличить свои клиентские базы только на 70% – до 120 млн. Рынок близок к насыщению, поэтому сотовики будут стараться увеличивать выручку с помощью действующих абонентов и дополнительных услуг, уверены эксперты.

По прогнозам Мининформсвязи и большинства независимых исследовательских компаний, в конце 2005 года сотовой связью в России будет пользоваться 120 млн человек – примерно 84% населения.

“Но, в отличие от прошлых лет, когда ежегодно происходило удвоение количества мобильных телефонов в стране, в уходящем году добиться этого не удалось по объективным причинам: рынок уже насыщен, – заявил глава Мининформсвязи Леонид Рейман, подводя итоги 2005 года. – Особенно в Москве и Санкт-Петербурге, где на 100 жителей приходится 131 и 114 телефонов cоответственно.

Теперь мобильным операторам придется развивать свой бизнес не экстенсивно, как было до сих пор, а интенсивно”, – пояснил министр.

Эксперты и участники рынка в целом согласны с Рейманом и полагают, что эта тенденция будет общей для всего рынка телекоммуникационных услуг. “Все поняли, что пора перестать рапортовать о новых абонентах, их уже не осталось. Теперь нужно бороться за тех, кто готов платить деньги, и говорить о новых доходах”, – уверен Антон Погребинский, старший аналитик исследовательской компании AC&M-Consulting. Причем сотовые операторы, по его словам, уже в этом году занялись подготовкой к интенсивному развитию и начали предлагать новые услуги, такие как мобильная почта (она позволяет проверять в том числе корпоративную электронную почту на экране мобильного телефона; абонентам МТС для этих целей придется обзавестись специальным устройством Blackberry).

“Пока продажа дополнительных услуг не приносила ощутимых доходов компаниям, но с насыщением рынка операторы будут не только стимулировать рост трафика, используя различные маркетинговые ходы, но и сосредоточатся на Value-Added Services (VAS) – дополнительных услуг”, – добавляет аналитик Альфа-банка Андрей Богданов.

По оценкам исследовательских компаний, российский рынок VAS-услуг, которые сотовые операторы предоставляют совместно с контнет-провайдерами (продажа мелодий, картинок и игр для мобильных телефонов), достигнет в следующем году $300 млн.

Несмотря на наметившуюся в начале года стагнацию, им уже заинтересовались крупнейшие в мире продавцы контента. Летом японская компания Sumitomo приобрела контрольный пакет акций российского провайдера SPN Digital, а 28 декабря стало известно о продаже лидера рынка контента – компании “Инфон”, которая досталась крупному британскому игроку Monstermob за $27 млн. Осенью на российский рынок контента пришли и другие крупные игроки – итальянская Buongiorno Vitaminic. В России работают и другие мировые игроки рынка контента.

Тем не менее продажа контента – не единственный способ увеличения доходов, который будут использовать сотовые компании, уверены эксперты.

“Развитие отрасли связи в России за последнее время показало, что сотовая связь не убьет фиксированную. Все поняли, что они могут сосуществовать, и на конвергенции этих услуг операторы тоже могут делать деньги”, – отмечает Богданов.

О конвергенции услуг фиксированной и сотовой связи, а также других телекоммуникационных сервисов еще весной на отраслевой выставке “Связь-Экспокомм” объявила АФК “Система”, которая владеет контрольными пакетами МТС и оператора “Комстар – Объединенные системы” (в него входят оператор бизнес-связи “Комстар”, МГТС и интернет-провайдер “МТУ-Интел”). Представители корпорации рассчитывают в течение двух-трех лет реализовать проект “Единая точка доступа”, который позволит клиентам одновременно пользоваться услугами всех компаний “Системы”.

Эксперты не исключают, что впоследствии аналогичные проекты могут заинтересовать и другие крупные телекоммуникационные группы. Так, питерскому холдингу “Телекоминвест”, крупному акционеру “Мегафона”, принадлежат такие крупные операторы фиксированной связи, как “Петерстар” и интернет-провайдер “Веб-плас”. А “Альфа-групп” владеет не только 32,9% акций “Вымпелкома”, но и 30% акций “Голден Телекома”, основного конкурента системовского “Комстара”.

Антон Погребинский из AC&M-Consulting полагает, что “юридическое родство” – необязательное условие для конвергенции услуг. Он напоминает, что в 2005 году российским телеком-рынком заинтересовались нефтяники, которые, очевидно, тоже заинтересованы в интенсивном развитии этого рынка. В ноябре стало известно о продаже 100% акций московской компании “Корбина-Телеком”, планирующей создать собственную сеть в Москве и занять треть рынка широкополосного доступа в интернете. Покупателем выступили структуры, близкие к владельцу “Реновы” Виктору Векельбергу, который в самом конце 2004 года уже приобрел 33% акций “Комкор-ТВ”, интернет-провайдера и оператора кабельного телевидения.

(c) Николай Караджич

Справка “Газеты”:

По данным Мининформсвязи, в 2005 году доходы от оказания услуг связи увеличились на 31,4% до 710 млрд рублей ($24,5 млрд). В сотовой связи количество абонентов составило 120 млн человек, а объем рынка – $10,7 млрд. Отрасль информационных технологий выросла до $10,78, увеличившись на 20%. Экспорт российского программного обеспечения, по данным ассоциации “Руссофт”, вырос в 1,5 раза и превысил $1 млрд. Количество пользователей компьютеров в России за год увеличилось до 17 млн человек (на 16%), число интернет-пользователей достигло 22 млн человек (рост 18,9%).

$4,3 млрд инвестиций вложили в российские отрасли информационных технологий и связи российские инвесторы, вдвое увеличили свои инвестиции иностранцы – с $1,3 млрд до $2,6 млрд.