МТС изучает индийский рынок

mts2Недавно сотрудники «МТС Украина» вернулись из Индии, куда они ездили по международной программе ротации, в рамках которой состоялись трехнедельные стажировки в «МТС Индия». Цель пребывания украинцев в Индии заключалась в обмене профессиональным опытом и изучении информации об индийском телекоммуникационном рынке.

Украинский и индийский сотовые рынки очень похожи с точки зрения конкуренции. Индийский рынок – самый высококонкурентный в мире: в стране действуют 13 национальных операторов (для сравнения в Украине – 8 операторов). В противовес уже сформированному украинскому рынку, индийский рынок является развивающимся. Проникновение мобильной связи находится на низком уровне – 48% (119% в Украине). При этом темпы роста очень стремительные. За последний год (с июня 2009) количество абонентов «МТС Индия» увеличилось в пять раз и составило 5 млн. абонентов.

«Участие в программе ротации стало для меня возможностью посмотреть со стороны на то, чем я занимаюсь, и как это делают в других странах. Я работаю в корпоративных продажах давно – около 8 лет. Проведя аналогии с индийским рынком, я увидела и еще раз убедилась, что наша система по работе с бизнес-абонентами эффективна и правильно выстроена. Именно поэтому в Украине мы являемся лидером в этом сегменте. Поездка в Индию очень вдохновила. У меня поменялось мнение об этой стране. В Украине меня встретили словами: «Добро пожаловать в цивилизацию!». Но на самом деле все не так однозначно. Да, там не очень чистые улицы, коровы и бездомные люди на дорогах. И рядом целые кварталы современнейших высотных бизнес-центров и шоппинг-моллов. В этих контрастах замечаешь течение времени. Вчера Индия была такой, а завтра это будет уже другая страна», — рассказывает Елена Варганова, руководитель группы по работе с бизнес-абонентами Киевского территориального управления «МТС Украина».

«Несмотря на то, что индийский рынок еще формируется, у индусов можно многому поучиться. В частности, у них хорошо развиты альтернативные каналы продаж – начиная от альянсов с производителями портативной техники и заканчивая построением социальных сетей в вузах, через которые продвигаются услуги оператора в студенческой среде. В целом, я в восторге от Индии. Туристический слоган страны – Incredible India! Этим все сказано. Это действительно невероятная страна. Поражает огромное количество памятников истории и архитектуры, индуистские, сикхские, кришнаитские храмы и мечети рядом с современнейшими офисами, шоппинг-моллами, гостиницами из стекла и бетона. И вокруг всего этого люди, которые живут просто на улице, не имея обычных бытовых условий. Но это не мешает этим людям улыбаться, быть приветливыми и добродушными. Они могут попросить сфотографироваться с тобой или просто пожать твою руку, потому что ты белый. Для них это некий символ успешности», — комментирует Евгений Очкаленко, начальник отдела продаж в бизнес-сегменте «МТС Украина».

Интересные факты об индийском телекоммуникационном рынке

• Население Индии составляет 1,1 миллиарда человек. Индия является вторым в мире крупнейшим рынком мобильной связи после Китая.

• Проникновение мобильной связи составляет 48% по стране. В крупных городах оно превышает 100%, а в маленьких городах и селах еле дотягивает до отметки 2%.

• В Индии продажи мобильных услуг в мультибрендовых магазинах значительно выше, чем в монобрендовых. У индусов есть мнение, если магазин брендирован под одного оператора, находится в отдельном помещении с кондиционером и компьютерами – там по определению дорого.

• Классический индийский мультибрендовый магазин – небольшая лавочка на улице или рынке, облепленная логотипами множества операторов.

• Согласно требованиям индийского законодательства, чтобы стать абонентом, даже предоплаченной связи, необходимо заполнить аппликационную форму. Для этого в магазине человек должен предоставить удостоверение личности, и сфотографироваться. Эти документы оператор передает в государственную организацию и специальное агентство, которое проверяет данные в документах на подлинность.

• Около половины индусов не имеют паспорта. Это является большой преградой при подключении к мобильной связи. Но многие имеют карточку для голосования или удостоверение плательщика налогов. По этим документам можно стать абонентом.

• У индийских операторов нет практики подписания дополнительного соглашения с абонентами на предоставление дополнительных услуг взамен на длительное пребывание в сети. Это усложняет и без того трудное подключение к мобильной связи. Если один оператор предложит подписать такой договор, абонент обратиться к любому из 12 оставшихся.

• 98% пополнений мобильных счетов происходит в электронном виде – через интернет или электронные ваучеры.

• Согласно прогнозам аналитиков, количество абонентов мобильной связи в Индии к 2013 г превысит 771 млн. человек, ежегодно возрастая на 14,3%, по сравнению с 584 млн. абонентов в 2010 г.