Домик в интернете. Цифровая активность бизнеса создает хороший фундамент для рынка хостинга

Постоянный рост отечественной интернет-аудитории приносит неплохие деньги компаниям, обеспечивающим хранение и доступ к украинским сайтам. Параллельно с повышением доходности хостинга начинает формироваться структура его рынка.

До середины 2000-х годов в нашей стране фактически не было рынка хостинга в классическом понимании, тогда как в мире давно сформировалась понятная структура этой отрасли: операторы крупных дата-центров строят инфраструктуру, а многочисленные хостинговые компании продают услуги хранения информации клиентам. Такое распределение усилий выглядит вполне логично. Строительство дата-центров — дорогое удовольствие, а их обслуживание требует определенного набора навыков, в который не входит построение взаимоотношений с клиентами. В свою очередь хостеры не отвлекают ресурсы на содержание инфра-структуры, оплачивая операторам дата-центров ее аренду. Но поскольку в Украине спрос на хостинг до последнего времени был сравнительно невысоким, то у большинства компаний, предоставляющих услуги хранения информации, не было необходимости в строительстве собственных дата-центров. «Строить свой дата-центр имеет смысл лишь после достижения определенного размера. Причем барьер этот исчисляется не столько в количестве сайтов и клиентов, сколько в деньгах, которые они приносят», — подчеркивает президент фирмы «Интернет-Инвест» Александр Ольшанский.

С началом бурного роста интернет-аудитории потребности в хостинге резко увеличились. Компании отреагировали на спрос, начав строительство новых дата-центров и расширяя площади старых площадок. «В деньгах объем рынка вырос ориентировочно в 100 раз: со $120 тыс. в 2005 году до $12 млн в 2010 году», — говорит руководитель дата-центра «Воли» Алексей Акулов (в середине 2000-х годов управлял дата-центром ООО «Колокол»). Пик строительства пришелся на 2007–2009 гг., когда появились новые площадки «Укртелекома», «Воли», «Интернет-Инвеста», «Датагруп». К 2009 г. в стране было уже около десяти профессиональных дата-центров (новых или переоборудованных старых).

Львиная доля рынка сегодня приходится на площадки операторов связи и интернет-провайдеров: «Воли», «Укртелекома», «Датагруп», «Топнета», дата-центра «Адамант», «Голден Телекома» и «Лаки Нета». Кроме того, собственные дата-центры эксплуатируют несколько хостинг-провайдеров: «Интернет-Инвест», ООО «Технологии будущего» (Hosting.ua), ООО «Колокол». По данным участников рынка, в перечисленных дата-центрах сосредоточено около половины мощностей для хранения информации. Остальное приходится на зарубежные сервисы (США, Германия, Россия и др.) и небольшие фирмы, которые содержат оборудование в непрофессиональных помещениях. В общей сложности в Украине сегодня размещено более 250 тыс. сайтов.

Причем существенная их доля обслуживается через так называемых реселлеров, покупающих готовые пакеты услуг для перепродажи клиентам. Обычно они выкупают «площади» от нескольких гигабайт до нескольких десятков гигабайт с возможностью разместить на них намного больше сайтов, чем разрешено конечному потребителю. Поэтому у реселлера появляется возможность распродать меньшие квоты владельцам небольших сайтов по сравнительно невысоким ценам со вполне приличной наценкой за всю «память».

Цены на виртуальный хостинг в долларовом эквиваленте с 2005 г. не сильно изменились. Как говорит г-н Ольшанский, в национальной валюте они выросли на 45% (что соизмеримо с падением курса гривни). «Физическое» хранение подорожало больше. «Если ранее средняя стоимость хранения сервера была порядка 500 грн./мес., то сейчас 850 грн.», — сообщает г-н Акулов. Но и «жилплощадь» в хостерских пакетах в последние годы резко увеличилась. Например, раньше стандартный ценовой пакет клиента предусматривал 100 Мбайт памяти, а теперь 200. С виду это выглядит привлекательным, так как в пересчете 1 Мбайт места теперь вроде бы стоит в два раза дешевле. Хотя в реальности зачастую клиент не нуждается в таком объеме. По словам директора ООО «Первый украинский интернет регистратор» Вячеслава Черкашина, размер большинства украинских сайтов не превышает 50–100 Мб, в редких случаях ресурс дотягивает до 1 Гб. «В 95% случаев отведенная под сайт емкость превышает потребности клиента», — подчеркивает Алексей Акулов.

В ближайшие годы количество серверов в украинских дата-центрах будет постепенно увеличиваться, несмотря на то что дискового места сейчас даже с излишком. По прогнозам г-на Акулова, в этом году рост рынка дата-центров составит 25–35%. Соответственно, вырастет и «площадь» для размещения сайтов. В принципе это оправданно: с развитием технологий сайты «тяжелеют», поэтому лишним место будет недолго. С возрастанием мощности дата-центров рынок будет тянуться к классической схеме: оборудование — отдельно от клиентского сервиса.

 (c) Станислав Юрасов, Деловая столица