Американские ученые создали искусственную клетку

kletkaАмериканским ученым удалось синтезировать искусственный геном бактерии Mycoplasma mycoides и пересадить его другому виду бактерии, получив при этом полноценную «синтетическую клетку», управляемую только этим геномом.

Искусственная клетка, которую в прессе уже окрестили «Синтией», вызвало протесты и настороженность среди общественности и религиозных организаций в США. Экологическая организация «Друзья Земли» (Friends of the Earth) немедленно отозвалась заявлением о том, что это научное достижение несет угрозу миру и на все исследования института должен быть введен мораторий, сообщает РИА Новости.

Группа исследователей под руководством доктора Крэйга Вентера (Craig Venter), возглавляющего институт, названный его именем, ранее уже успешно синтезировала искусственный геном, а также пересаживала геном от одной бактерии к другой. В новой работе они объединили два этих метода и получили полноценную клетку, генетическая информация которой синтезирована учеными.

Ученые, которые обнародовали сенсационные данные, утверждают, что «Синтия» способна на чудеса — она накормит мир, заменит топливо и даже очистит воздух от загрязнений, поскольку их разработка может позволить создавать бактерии, «сконструированные» специально для решения конкретных задач.

Многие экологи и правозащитники заявили по горячим следам, что правительство не готово к регулированию этой революционной сферы науки. Исследовательская «зеленая» организация ETC Group забила в набат, утверждая, что Вентер открыл «ящик Пандоры».

«Это квинтэссенция синдрома «ящика Пандоры» — как расщепление атома или клонирование овечки Долли. Мы все столкнемся с последствиями этого тревожного эксперимента… Он выдвигает новый круг проблем, к которому не готовы ни правительство, ни общество», — говорится в заявлении группы.

ETS также требует международного моратория на разработки в области синтетической биологии в частных лабораториях, полагая, что они могут нести угрозу жизни.

Объявление Вентера и его намерение открыто опубликовать все результаты исследования (Институт обратился за разрешением к регулятору) могут быть использованы во вред человечеству, полагают некоторые ученые, поскольку технология позволяет синтезировать и патогенные, то есть опасные для жизни, микробы.

Национальный научный совет по биологической безопасности вынужден был заверить, что «Синтия» не является новым биологическим оружием.

«Это не представляет дополнительной угрозы в виде создания биологического оружия», — заявил Пол Кайм, президент Совета и молекулярный биолог Университета Северной Аризоны.