О сценариях развития конкурентной борьбы на рынке мобильной связи и о том, какие решения могут оказать наибольшее влияние на отрасль, «k: рассказал генеральный директор «МТС-Украина» Андрей Дубовсков.
Прогнозируете ли вы изменения маркетинговой политики у мобильных операторов в этом году? Возможно ли как следствие увеличение тарифов для потребителей, в том числе корпоративных?
Изменения будут, но не у всех игроков. Надо понимать, что такие изменения происходят не по календарю (меня всегда удивляют вопросы и комментарии, привязанные к наступлению определенных дат или периодов). Изменения, о которых мы говорим, это лишь усугубление тех процессов, что идут уже сравнительно давно: кто-то теряет доходы быстрее, чем другие; кто-то приходит к осознанию того, что мотор демпинга как мотор бизнеса больше неприменим. Это как в гонке дрэгстеров (популярные в США заезды на короткие дистанции. — Ред.) — полмили с максимальной скоростью проехать можно, но «Формулу 1» точно не выиграешь. Отсюда и изменения, кому-то больно падать с пьедестала, а кому-то больно осознавать, что конкуренция на рынке — это «Формула 1», а он — на дрегстере. Так что мы наблюдаем коррекцию тарифов почти у всех игроков рынка. Никто не хочет терять доходы, какие бы факторы ранее не обеспечивали их рост: высокая лояльность при не самых дешевых тарифах или популярность при низких. Что касается МТС, то мы все эти проблемы «съели» давно — задолго до кризиса: и с пьедестала падали, и свое «средство передвижения» вовремя привели в соответствие с реалиями рынка. Поэтому повышать тарифы мы не планируем, тем более для корпоративных клиентов… Снижение наших доходов в 2009 году связано именно с корпоративным рынком: мы предпочли не терять клиентов и снизили цены сообразно их возможностям. А на массовом рынке в 2009 году компания существенно увеличила доходы. Рынок оценил наш сбалансированный подход: мы не были самым «дешевым» игроком, но в то же время и не задирали цены. С моей точки зрения, в этом и состоит искусство бизнеса.
Как изменилась расстановка сил в тройке лидеров?
Формально никак не изменилась, поскольку все игроки GSM сохранили свои позиции. Наиболее знаковыми являются другие изменения: лидер рынка теряет доходы, снижение нашей доходности связано с сокращением наиболее подверженного кризису корпоративного сегмента, в котором МТС остается лидером. Финансовые показатели третьего игрока пока продолжают расти (в национальной валюте), что обусловлено его относительно небольшой величиной (и при этом крайне низкой долей в корпоративном сегменте). C чем связано? На этот вопрос я ответил ранее.
Какие новшества для массового и бизнес-сегмента запланированы, какого экономического эффекта вы ожидаете от них?
В тактическом смысле каждый год появляются десятки и сотни новшеств. А в глобальном никаких новшеств мы не планируем: крайне щепетильное отношение к правильному стратегическому позиционированию на рынке было и остается нашим приоритетом. Мне часто хочется порадовать акционеров и аналитиков хорошими квартальными или месячными результатами. Этого не всегда удается достичь. Но я знаю, что делаю. Я на «Формуле 1», а не на гонке дрэгстеров или верблюжьих скачках.
Будет ли уменьшаться уровень операционной рентабельности бизнеса, что уже проявилось в конце прошлого года на рынке?
На рынке будут реализованы различные сценарии. Возможно, у кого-то из игроков с уменьшением доходов будет ухудшаться и рентабельность. У кого-то может замедлиться рост доходов, поэтому он может предпринимать попытки интенсивного их увеличения, что приведет к снижению лояльности и как следствие уменьшению доходов и рентабельности в среднесрочной перспективе. Мы не видим оснований для снижения собственной рентабельности. Мы стабильны: 2008 год закончили с показателем OIBDA%, равным 45,3%; 2009 год — 45%. Да, на рынке есть более высокие показатели, но еще не вечер. Я уверен, в 2010 году мы покажем более высокую рентабельность, чем в 2008 и 2009 годах.
Будет ли расти заработок от предоставления голосовых услуг или нынешний уровень — это предел?
У нас — будет.
У МТС сейчас наиболее высокий показатель дополнительных услуг (Интернет, SMS) в структуре дохода — около 20%. Можно ли будет наблюдать его увеличение в этом году? Что может стимулировать рост?
В четвертом квартале 2009 года мы показали даже более высокий результат — 21%. Я считаю, что дальнейшее увеличение у нашей компании будет, но не такое интенсивное, как в 2009-м. Мы останемся в пределах 20–23%. По рынку я не ожидаю изменений. Такие изменения не являются следствием тактических нововведений, мы очень активно работали над достижением своего 21% в 2007–2008 годах.
Как вы оцениваете сделку по объединению «Киевстара» и «Вымпелкома» (в рамках нашего рынка)?
Никак не оцениваю, мы уверены в своих силах, как бы конкуренты ни были ослаблены или усилены внутренними решениями.
Если лицензия на 3G не будет выдана в этом году, считаете ли вы необходимым внедрять эту технологию в 2011-м или лучше ждать 4G?
Я считаю, что чем больше затягивается процесс с выдачей лицензий на UMTS, тем активнее рынок будет задумываться и оценивать перспективы внедрения 4G.
Оцените рентабельность инвестиции в сеть CDMA…
Мы близки к окупаемости, этот проект успешный.
Приценивались ли вы уже к фиксированным операторам, которых можно было бы купить на нашем рынке? Представляет ли все еще интерес «Укртелеком»?
Нам интересен рынок широкополосного доступа, поэтому мы смотрим и оцениваем все предложения на рынке. По «Укртелекому» — вопрос к учредителям.
Считаете ли вы необходимым усиление регуляторной политики на рынке: признание операторов монополистами на своих сетях, регулирование их ставок доступа на сети и пр.? Почему?
Я не считаю нынешнее положение вещей идеальным, однако необходимости в серьезных изменениях не вижу. Цены для абонентов у всех операторов на приемлемом уровне, конкуренция сильная, уровень уплаты налогов высок и стабилен (если не считать провала времен кризиса), а ставки доступа меняются в правильную сторону. Это и есть конечные цели любых нововведений в нашей сфере. Так в чем смысл применения механизма усиления или ослабления, если цели уже достигнуты? Процесс ради процесcа? Большинство участников рынка в состоянии достичь компромисса. Те, кто не может договориться в принципе (как правило, из-за своих мировоззренческих химер), — а это меньшая часть рынка, — никогда не договорится даже при жестком регулировании.
Сколько МТС заработала в прошлом году на интерконнекте и какое было сальдо?
Точную цифру не назову, но сальдо было положительным. Хотя этот показатель не идет ни в какое сравнение с доходами других игроков рынка в этой сфере. Так что нас нельзя заподозрить в отстаивании высоких ставок интерконнекта ради сохранения доходов от этой деятельности. И предыдущий, и нынешний состав НКРС хорошо знают нашу более чем компромиссную позицию в этом вопросе, которой мы придерживались на всех этапах переговорного процесса в 2008–2009 годах.
Как вы относитесь к развитию или покупке собственной розничной сети в Украине и продаже телефонов под private label?
Пока не вижу в этом необходимости. У нас есть собственная розница в ограниченном объеме (примерно 50 магазинов). Мы очень хорошо знаем все плюсы и минусы владения и управления таким активом. Пока делаем ставку на дилерский монобренд, более полутысячи салонов показывают хорошие операционные результаты. Телефоны под собственной маркой мы сейчас продаем в России и имеем положительный результат. Наши телефоны в четвертом квартале 2009 года вошли в десятку самых продаваемых. Пока анализируем успешный опыт и, возможно, будем двигаться в этом направлении и в Украине.
Кабмин готовится увеличить тарифы на использование радиочастот в восемь раз. Если это произойдет, как увеличатся ваши операционные затраты и как могут вырасти тарифы?
Стране нужны деньги. Как их получить в бюджет — через налоги от инвестиционно привлекательного бизнеса (внедрение новых услуг и сервисов) или за счет действий, уменьшающих эту привлекательность (но увеличивающих расходы населения) — это вопрос профессиональной зрелости чиновников. Если им удастся все правильно спланировать и грамотно осуществить, то при приемлемом повышении абоненты могут этого и не заметить.
Я, кстати, считаю рассматриваемый вопрос очень важным для конкурентной ситуации, может быть, даже более важным, чем вопрос о размере ставок интерконнекта. Резкое повышение сборов за использование РЧ приведет к существенному увеличению тарифов у операторов, работающих с высокой маржинальностью, и будет просто удушающим для операторов, которые еще не вышли на среднерыночные показатели.
(с) КОНСТАНТИН ТРОФИМОВ, Комментарии
О стратегии компании “Астелит” написано ранее