IP-телефония: Делай как все

0
273 views

Делай как все

Интернет-компании проявляют к IP-телефонии ажиотажный интерес. Приход новых крупных игроков скорее приведет к резкому ужесточению конкуренции на этом рынке, чем к его бурному росту

На рынке IP-телефонии становится тесно. Сразу четыре разнопрофильные компании – американский интернет-аукцион eBay, лидер по производству программного обеспечения Microsoft и две поисковые системы Google и Yahoo! – решили предоставить своим клиентам возможность звонить с компьютеров. Интернет-гиганты намерены освоить полный комплекс коммуникационных услуг и создать из своих порталов полноценные телекоммуникационные платформы. IP-телефония – лишь одна из составляющих грандиозных планов. Этот сектор привлек новых игроков быстрыми темпами роста и более чем оптимистичными прогнозами аналитиков. Так, Juniper Research считает, что к 2009 году доля IP-телефонии (VoIP) на рынке телефонных услуг составит 12% или 32 млрд долларов.

Правда, конкуренция в этом секторе очень высокая, и ажиотаж вокруг интернет-телефонии напоминает бум доткомов начала XXI века, когда многие громкие интернет-проекты лопнули, как мыльные пузыри. На сегодняшний день стало очевидным, что прогнозы целого ряда аналитических компаний по поводу объемов рынка IP-телефонии и перспектив его развития оказались чересчур радужными. Другой тревожный сигнал – низкая прибыльность компаний VoIP. Так, люксембургско-британская Skype – один из лидеров сектора, которую в сентябре купил eBay, – неоднократно заявляла, что получает “очень хорошие прибыли”. Но на поверку оказалось, что годовая прибыль Skype с одного абонента едва превышает один доллар, так как большинство из ее 50 млн абонентов используют только бесплатную программу.

Одним путем

Все компании, решившие заняться IP-телефонией, предпринимают практически одни и те же шаги. К примеру, eBay, Microsoft и Yahoo! пошли самым простым путем: купили успешно работающие компании. Исключение составил Google, самостоятельно запустивший программу Google Talk. Да и набор услуг, предоставляемых их телефонными сервисами, практически идентичен. Клиент может делать звонки только с компьютера на компьютер при условии, что оба включены и на обоих стоит одна и та же коммуникационная программа. Единственное исключение – обновленная онлайновая служба MSN, позволяющая звонить не только на другой компьютер, но и на обычный телефон, для чего достаточно щелкнуть мышкой на телефонном номере, размещенном на любом из сайтов.

В телефонную гонку интернет-компании включились не от хорошей жизни: они последовали за Yahoo!, которая первой вышла на этот рынок. “Интернет-порталы используют стратегию под названием “Все, что можете делать вы, я могу делать лучше”. Конкуренция между интернет-порталами становится все более напряженной. Прибыль компаний напрямую зависит от количества пользователей: чем больше пользователей удалось привлечь новыми сервисами, тем больше рекламодателей к ним придет”, – считает главный аналитик консалтинговой компании Ovum Джон Деланей.

Поэтому шансов на победу больше у того, кто сможет предоставить наиболее полный набор коммуникационных услуг. “Можно говорить о том, что выход интернет-компаний на рынок IP-телефонии свидетельствует не столько о процессе диверсификации их бизнеса, сколько о развитии его основного направления – создания полноценных коммуникационных платформ”, – утверждает руководитель CNews Analytics Максим Казак. Это подтверждает пример eBay. Расширив коммуникационные возможности своих клиентов с помощью услуг IP-телефонии, интернет-аукцион имеет все шансы сформировать эффективную бизнес-среду и соответствующую коммуникационную площадку.

И все же интернет-порталам будет нелегко. На рынке VoIP им придется конкурировать не только между собой, но и с традиционными операторами телефонной связи. Телекомы всерьез обеспокоены вторжением интернетчиков на этот рынок. Многие корпоративные клиенты уже сегодня предпочитают более дешевую IP-связь, которая к тому же позволяет получать разноплановые дополнительные услуги. Чтобы выжить, традиционным телефонщикам придется самим переходить на IP-каналы. И такие примеры есть.

Самый грандиозный проект по переводу своих сетей на IP недавно анонсировал британский национальный оператор связи British Telecom. Мегапроект “Сеть XXI века” стоимостью около 10 млрд фунтов стерлингов предполагает, что массовая миграция пользователей традиционных телефонных услуг в IP-сектор начнется в 2006 году, и уже к 2008-му основная часть потребителей будет пользоваться конвергентными мультимедийными сервисами.

По такому же пути идет другой европейский национальный оператор Deutsche Telekom. Для перехода на VoIP он отвел восемь лет. Сейчас интернет-телефония используется в сетях Deutsche Telekom только выборочно, но к 2012 году вся телефонная сеть компании будет работать на основе IP.

Бума не будет

Сегодня интерес к новым проектам в сфере интернет-телефонии и связанным с ней новейшим информационным технологиям настолько высок, что вызывает у инвесторов почти истерическое желание купить первым, пока это не сделал кто-то другой. Нечто подобное наблюдалось во время интернет-бума в конце 90-х. В 2000 году агентство Dataquest сообщало, что к 2004-му емкость мирового рынка IP-телефонии составит 87 млрд долларов. Этот прогноз почти втрое больше сегодняшних расчетов в отношении 2009 года. Но, судя по динамике развития рынка, и этот более скромный прогноз может не сбыться.

“Действительно, VoIP-трафик растет существенно быстрее, чем трафик традиционной телефонии, однако его доля пока остается слишком незначительной, чтобы можно было говорить о полном общемировом переходе на IP-телефонию в ближайшем будущем”, – уверен Максим Казак. Не в последнюю очередь этому мешает отсутствие широкополосных каналов передачи информации, которые позволяют поддерживать высокое качество звука при телефонных переговорах. Быстрее всех эту проблему решили в Японии: около 80% пользователей голосовых IP-услуг проживают в этой стране. По данным японского минсвязи, число абонентов IP-телефонии выросло в 2004 году по сравнению с 2003-м на 57,2% и составило 8,3 млн человек, а количество пользователей традиционной фиксированной телефонной связью, напротив, уменьшилось на 1% – до 59,61 млн. По прогнозу министерства, число абонентов IP-телефонии в Японии к концу 2005 года может достигнуть 10 млн.

Однако в других странах ситуация складывается по-иному. По данным Yankee Group, в Америке, которая по распространенности IP-телефонии следует за Японией, на конец 2004 года насчитывалось всего около миллиона пользователей платных услуг VoIP. В Европе к концу 2004 года число подписчиков на услуги IP-телефонии едва превышало 2,5 млн (абоненты, пользующиеся VoIP бесплатно или за символическую плату, в расчет не брались, поскольку на динамику телекоммуникационного рынка никак не влияют).

“Программы, позволяющие звонить с компьютера на компьютер, предоставляются операторами телефонной связи бесплатно. При этом сами компании достаточно быстро окупают свои инвестиции в организацию сервиса, зарабатывая деньги на междугородных и международных звонках, а также за счет рекламы. Однако много заработать на таких программах нельзя. Поэтому для привлечения клиентов на рынок платной IP-телефонии операторы используют бесплатные телефонные программы”, – поясняет руководитель отдела хостинга компании ATLEx.Ru Павел Чернобров. Но в целом IP-телефония пока не может на равных конкурировать с традиционной связью. По данным агентства TeleGeography, даже в главном для нее сегменте – рынке международной телефонии – VoIP завоевала пока лишь около 15%. И темпы здесь только замедляются. Согласно исследованиям того же TeleGeography, после пяти лет бурного роста международного трафика IP-телефонии в 2003 году наступило затишье: если в 2002 году рост составил 76%, то в 2004-м он увеличился всего на 30%.

Если столь скромны успехи на главном направлении, то ждать баснословных прибылей в отрасли в целом вряд ли стоит. Приход новых крупных игроков скорее приведет к резкому нарастанию конкуренции, чем к бурному развитию рынка.