Облачные услуги и SaaS — более эффективные способы ведения бизнеса

По результатам исследования, проведенного в феврале 2010 года глобальным консалтинговым подразделением Cisco IBSG, лишь 20 процентов малых предприятий знают, что такое «облачные услуги», хотя 75 процентов опрошенных представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) в той или иной мере используют хостинг и подписку на услуги, чтобы расширить свои деловые возможности.

В исследовании приняли участие 510 предприятий МСБ, которым, в частности, был задан вопрос: «Когда, по вашему мнению, ваша компания начнет пользоваться хостингом или подпиской на услуги в таких областях, как информационная безопасность, хранение и резервирование, приложения для настольных систем, веб-хостинг, бизнес-приложения, конференции и совместная работа, продажи и маркетинг, среда разработки, вычисления по требованию?». В подписи под воспроизводимой ниже диаграммой даны следующие варианты ответов: «уже используют», «в течение следующих 6 месяцев», «в течение следующих 6-12 месяцев», «в течение 1-2 лет», «никогда».

Облачные услуги, особенно, SaaS (Software as a Service — программное обеспечение как услуга) — один из способов доставки технологий и приложений через Интернет. Неудивительно, что малые и средние предприятия охотнее многих других внедряют SaaS: приобретение программного обеспечения у внешних поставщиков через хостинг или по подписке освобождает их от технических забот, позволяя сосредоточиться на основном бизнесе. Предприятия МСБ используют SaaS для расширения отношений с заказчиками и повышения производительности труда, не прибегая к коренной перестройке информационно-технологической инфраструктуры. Приложения, доставляемые по методу SaaS, могут существенно изменить базовые деловые операции. Примерами служат веб-системы для совместной работы, такие как Cisco WebEx, или хостинг информационной безопасности с помощью решения ScanSafe.

Приложения SaaS, доставляемые через сетевое облако, не только дают предприятиям МСБ возможность заниматься основным бизнесом, но и предоставляют им большую гибкость. Это критически важный компонент общей стратегии роста, поскольку для адаптации к требованиям заказчика компаниям часто нужно наращивать — либо сокращать — объем используемых ресурсов. Кроме того, стремясь установить долгосрочные, прочные отношения с заказчиками, поставщики услуг SaaS часто предлагают малому бизнесу обучение, позволяющее применять программное обеспечение с максимальной эффективностью.

Открытость приложений SaaS позволяет легко сочетать их с другими элементами инфраструктуры малого бизнеса. Так, например, офисные приложения хорошо сочетаются с онлайновой платформой совместной работы, такой как Cisco WebEx. Это не только создает возможность для разработки новых методов использования одной и той же услуги, но и помогает малому бизнесу пользоваться всеми преимуществами SaaS, не переходя на совершенно новые платформы, поддерживающие необходимую функциональность.

В будущем малые и средние предприятия получат более широкий выбор пакетированного программного обеспечения в рамках модели SaaS. Можно предположить, что в мире будут распространяться услуги SaaS, распространяемые через сетевое облако и сконцентрированные на коммуникациях, совместной работе и информационной безопасности, чтобы сократить сложность предложений в типичной среде малого предприятия.

Распространение технологии SaaS постепенно набирает силу. По данным исследования Cisco, в течение ближайших двух лет более 80 процентов малых предприятий планируют подключиться по крайней мере к одной облачной услуге. При этом наиболее динамично развиваются облачные услуги, построенные на технологиях совместной работы, конференц-связи, SaaS и вычислениях по требованию. Представители малых предприятий могут путаться в определениях «облачных услуг», но модели типа SaaS будут оказывать большое влияние на среду малого бизнеса в течение многих лет, и в этом никаких сомнений нет.