Microsoft объединяет украинских учителей-новаторов

В Киевском университете имени Бориса Гринченко прошёл первый Украинский форум учителей-новаторов «Партнёрство в образовании».

Форум, организованный компанией «Майкрософт Украина» при поддержке Министерства образования и науки Украины, Национальной Академии педагогических наук Украины и Института инновационных технологий и содержания образования, собрал около 300 представителей государственных образовательных структур, директоров областных и районных институтов последипломного образования, ведущих методистов и учителей.

Цель форума учителей-новаторов – распространение использования украинскими педагогами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе и как результат – общее повышение уровня среднего образования. На форуме учителя имели возможность пообщаться со своими коллегами со всей Украины, узнать про успешные практики применения ИТ в образовании, получить практические навыки, которые помогают улучшить преподавательскую деятельность и сделать её эффективнее.

В рамках Форума учителей-новаторов «Партнёрство в образовании» наградили победителей шестого всеукраинского конкурса «Учитель-новатор». Цель конкурса – отметить наилучшие примеры использования украинскими преподавателями современных ИКТ в учебном процессе. В этом году для участия в конкурсе украинские учителя подали 280 проектов – «виртуальных туров в классную комнату».

«Только творческий педагог может воспитать творческих учеников, и именно такие активные творческие учителя среди участников и победителей конкурса «Учитель-новатор». Я уверен, что каждый из проектов конкурсу достоин того, чтобы про него узнали другие педагоги и использовали передовой опыт, чтобы привлекать учеников к новым технологиям, формировать информационно-коммуникативную культуру и компьютерную грамотность», – отметил Александр Ляшенко, академик-секретарь Отделения общего среднего образования Национальной академии педагогических наук Украины, доктор педагогических наук, профессор.

Победителями шестого всеукраинского конкурса «Учитель-новатор» стали 10 педагогов. По результатам голосования жюри, трое из них представляли Украину на Европейском форуме учителей-новаторов, который проходил 23-25 марта этого года в Берлине:

• Ольга Казанцева, учитель информатики из Херсона, с проектом для учеников 5-го класса «Как казаки город рисовали», который призван ознакомить школьников с возможностями графического редактора Paint.

• Сергей Петрович, учитель информатики Винницкого колледжа Национального университета пищевых технологий, автор проекта «Делаем флешку своими руками» для студентов 1-го курсу отделения автоматики и вычислительной техники колледжа.

• Ярослав Бахматюк, учитель истории Калушской гимназии Ивано-Франковской области с проектом «Средневековые замки и их обитатели» для учеников 7-го класса.

Именно Ярослав вышел в полуфинал Европейского конкурса учителей-новаторов в номинации «Инновационное содержание», и будет защищать честь Украины на Всемирном конкурсе учителей-новаторов, который пройдёт в Кейптауне (ЮАР) в октябре 2010 года.

«Я благодарен Microsoft за возможность побывать на Европейском форуме учителей-новаторов и пообщаться с коллегами-учителями из других стран. Однако это общение ещё раз показало значительную разницу между системами школьного образования в Украине и странах Западной Европы. За рубежом учитель обеспечен всеми необходимыми учебными материалами, и его задание – только организация деятельности учеников. Учитель в Украине должен самостоятельно создавать учебный контент и материалы – презентации, методички, учебные пособия, тесты и прочее, то есть, тратить львиную долю своего времени на то, чем должна его обеспечить школьная программа. Это также является главной причиной неконкурентоспособности украинских проектов на Европейских форумах – членам жюри и участникам из западноевропейских стран непонятно и неинтересно такое направление учительской активности», – комментирует Ярослав Бахматюк.

На форуме работала экспозиция инновационных проектов победителей конкурса в этом году, на которой учителя-посетители события имели возможность перенять опыт коллег, поделиться своими собственными разработками и пообщаться с победителями конкурса.

«Сегодняшним событием мы хотим показать, что для внедрения инноваций в обучение не нужно особенных ресурсов, ведь существует масса доступных или даже бесплатных средств, которые могут значительно упростить и оптимизировать работу учителя. Достаточно доступа к обычному компьютеру, знание необходимых ресурсов и главное – желание и вдохновение учителя создавать яркие, захватывающие и информативные учебные материалы для своих учеников. Безусловно, для детей, которые растут в XXI веке, такой учитель всегда будет авторитетом», – отметила Кортни Зукоски, директор академических и социальных программ «Майкрософт Украина».

После форума украинские педагоги смогут продолжить общение и обмен опытом с помощью социальной сети для учителей «Партнёрство в образовании». Этот онлайн-ресурс, созданный корпорацией Microsoft, объединяет педагогов, которые применяют инновационные подходы в преподавательской деятельности. Сеть даёт возможность учителям-новаторам публично представлять свои разработки и получать советы, замечания и рекомендации от коллег со всей Украины, обмениваться идеями, новостями, а также собственным опытом применения инновационных инструментов в работе с учениками. Также сеть «Партнёрство в образовании» даёт доступ к образовательным программам для школ и университетов, в том числе и к планам уроков и практическим занятиям.

В марте 2010 года в Украине при поддержке программы Microsoft «Партнёрство в образовании» и Министерства образования и науки Украины стартует исследование «Инновации в образовании». Его основное задание – оценить степень проникновения инноваций в украинскую систему образования, уровень использования новых технологий учителями, вовлечение в инновационные процессы учеников и их подготовку к цифровому стилю жизни XXI века. Это исследование будет проводиться ежегодно, и оно поможет отслеживать качественные изменения в украинском образовании и темпы внедрения инноваций среди украинских педагогов. Поддержка МОН и участие сотен украинских преподавателей в оценке уровня использования ИКТ в учебном процессе поможет каждой отдельной школе задуматься над внедрением инновационных учебных практик и ежегодно отслеживать собственный прогресс в этом направлении. Результаты первой «волны» исследования обнародуют летом 2010 года на сайте «Партнёрство в образовании».

«Министерство образования и науки уже более пяти лет тесно сотрудничает с программой «Партнёрство в образовании» компании Майкрософт. Исследование «Инновации в образовании» – это та основа, на которой мы продолжим наше сотрудничество во внедрении ИКТ в школьное образование. Мы всячески приветствуем и поощряем участие учителей в этом онлайн-исследовании. Активное участие не только учителей информатики, но и преподавателей других предметов поможет нам выявить настоящий интерес украинских педагогов к внедрению инноваций и обозначить пути эффективной поддержки таких учителей в их стремлениях. На основе результатов исследования мы создадим план действий на ближайший год, и благодаря ежегодному повторному опросу сможем оценивать результаты наших усилий», – комментирует Наталья Сергеевна Прокопенко, главный специалист департамента общего среднего и дошкольного образования Министерства образования и науки Украины.

Форум «Партнёрство в образовании» проходит в Украине впервые, но далее он планируется как ежегодное мероприятие, объединяющее учителей-новаторов, которые активно внедряют инновационные методики в учебный процесс и способствуют распространению компьютерных навыков среди учеников.