Механизм электронной отчетности в Украине не урегулирован

budjetСегодня в Украине не урегулирована процедура сдачи электронной отчетности предпринимателями в органы государственной власти. Это создает предпосылки для злоупотребления и коррупции при работе с электронной отчетностью, широкое поле для будущих рейдерских атак, возможность для монополизма рынка сдачи отчетности и даже составляет угрозу национальной безопасности.

Эти и другие проблемы обсуждались 26 января 2010 г. во время круглого стола «Электронная отчетность – реалии и перспективы», организованного Федерацией работодателей Украины, в котором приняла участие Интернет Ассоциация Украины (ИнАУ).

Для безопасной сдачи отчетности в электронном виде (передачи документов через Интернет) в любой орган государственной власти предприниматель должен воспользоваться электронной цифровой подписью (ЭЦП). ЭЦП используется физическими и юридическими лицами как аналог собственноручной подписи для придания электронному документу юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе. ЭЦП – вид электронной подписи, полученной по результатам криптографического преобразования набора электронных данных, который добавляется к этому набору или логично с ним совмещается и дает возможность подтвердить его целостность и идентифицировать подписавшегося. Электронная цифровая подпись накладывается с помощью личного ключа и проверяется с помощью открытого ключа. Такие ключи получаются в аккредитованных Центрах сертификации ключей (АЦСК). Таких центров в Украине (официально аккредитованных государством) в настоящий момент насчитывается около 11.

Из выступления Ивана Петухова, члена Правления Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП), процедура сдачи электронной отчетности регулируется 13-ю Законами Украины, 3-мя постановлениями КМУ, 1-м распоряжением КМУ и 7-ю приказами и постановлениями остальных органов исполнительной власти Украины. Несмотря на это, данная нормативная база не четко определяет порядок сдачи обязательной отчетности в электронном виде в разные органы.

В связи с неурегулированностью порядка представления обязательной отчетности на общегосударственном уровне отдельные органы государственной власти самостоятельно разработали внутренние нормативные документы. Документы не согласованы между собой и в значительной степени отличаются один от другого. Более того, некоторые из этих документов предусматривают сдачу обязательной государственной отчетности лишь через коммерческую структуру-посредника, а другие допускают такую возможность.

В то же время остается законодательно не определенным статус электронных посредников, которые предоставляют услуги плательщикам и страхователям по представлению отчетности в электронном виде, порядок их лицензирования и ответственность за некорректное выполнение своих функций. Вместе с тем, предприниматели должны платить посреднику от 1 до 2 тыс. грн за процедуру передачи отчетности. При этом у предпринимателей нет гарантий того, что посредник не передаст их отчетность посторонним лицам или не задержит ее передачу в соответствующие органы.

По словам Алексея Мирошниченко, председателя Совместного представительского органа работодателей на национальном уровне, сегодня в Пенсионный фонд должны сдавать отчетность 2 млн 167 тыс. предпринимателей. В Фонд социального страхования по временной потере работоспособности – 1 млн 600 тыс. То есть речь идет о значительном количестве предпринимателей и работодателей.

Если они будут вынуждены сдавать отчетность через посредников и платить им деньги, то мы говорим о рынке платных услуг, на котором сегодня отсутствует любая прозрачность.

Другой важной проблемой является отсутствие унификации – предприниматель не может воспользоваться одним ключом, полученным в АЦСК, для подписи и отправки документов во все государственные органы. Таким образом предприниматель, например, для сдачи отчетности в Центр занятости пользуется услугами одного из АЦСК, но для сдачи отчетности, например, в Минюст он должен воспользоваться ключом другого АЦСК.

«Предприниматель должен иметь возможность пойти в любой аккредитованный центр сертификации ключей, получить этот ключ и иметь возможность воспользоваться им для сдачи отчетности в любой орган государственной власти», — говорит председатель Правления ИнАУ Татьяна Попова.

Она также отметила, что 10 декабря 2009 г. ИнАУ и УСПП провели совместное мероприятие по вышеупомянутым вопросам, который собрал значительное количество представителей бизнеса, государственных органов и общественных организаций и по результатам которого была сформирована резолюция. Татьяна Попова предложила, чтобы большинство тезисов из данного документа вошли в рекомендации круглого стола «Электронная отчетность – реалии и перспективы».

Подводя итоги мероприятия, его участники пришли к таким выводам:

— поскольку представление государственной отчетности является обязанностью налогоплательщика, то государство обязано обеспечить бесплатное ее принятие;

— налогоплательщик, страхователь должен иметь право выбора способа представления отчетности: в бумажном или электронном виде;

— налогоплательщик, страхователь имеет право представления отчетности в электронном виде непосредственно в соответствующий орган, используя специализированное программное обеспечение или с помощью электронного посредника, который имеет соответствующие договорные отношения с органами исполнительной власти и Фондами социального страхования;

— все эти тезисы должны найти свое отображение во внутренних нормативных документах (приказах, инструкциях).