GOV 2.0: социальные сети для политиков

gov20В 2010 году одним из трендов Интернета становится GOV 2.0 или интеграция в социальные сети и блогосферу политиков и чиновников, считают аналитики «Лаборатории Сарафанное Радио».

Что такое GOV 2.0

Неологизм GOV 2.0, в переводе на русский язык – Правительство 2,0, был выведен, по его собственным словам, американским писателем и консультантом правительства Биллом Эггерсом в 2005 году.

GOV 2.0 – это:

1) Прозрачное, подотчетное и открытое правительство, которому доверяет общество.

2) Сотрудничество правительства с гражданами и их активное участие в его жизни с помощью последних информационных и коммуникационных технологий.

3) Построение эффективных коммуникативных площадок между обществом и властью.

4) Интеграция госструктур и приход чиновников (возможно с помощью своих помощников и секретарей) в социальные сети и блогосферу.

5) Образование сообществ, где госструктуры контактируют с гражданами.

6) Создание блогов, где! представлены и обсуждаются государственные услуги.

7) Вовлечение общества в улучшение законодательства.

8) Открытый доступ граждан к информации государственного сектора.

9) Доступ граждан к действующим и проектирующимся законам в режиме он-лайн.

10) Прямая отчётность чиновников перед гражданами.

11) Создание новых Веб 2.0 моделей партнерства представителей власти и общества.

12) Оперативное обсуждение и решение возникающих в стране и регионах проблем в режиме он-лайн.

GOV 2.0 в США

Президент США и его команда очень хорошо понимает мощь и потенциал инструментов Веб 2.0, потому с их помощью он и стал президентом Америки.

Предвыборный штаб Обамы широко использовал социальные сети и блогосферу в ходе избирательной компании, проводя организационную работу, повышая осведомленность граждан различным вопросам, и обращаясь к избирателям.

Активность штаба Обамы в области Веб 2.0 значительно превосходила активность штаба сенатора Джона Маккейна и Хиллари Клинтон.

1) В самой популярной социальной сети мира Facebook, Обама собрал в шесть раз больше сторонников, чем Маккейн – 3,4 миллиона.

2) Предвыборные видеоклипы Обамы на YouTube достигли 50 миллионов просмотров с общим количеством 14 миллионов часов просмотра.

3) За время предвыборной компании штаб Обамы собрал и использовал 13 миллионов е-маилов.

4) Во время предвыборной компании Обама обгонял МакКейна по числу последователей в Twitter в 28 раз.

5) Штабом Барака Обамы была запущена социальная сеть MyBO – my.barackobama.com, через которую в поддержку кандидата было собрано 30 миллионов долларов от 70.000 человек. А за четыре дня до завершения рекламной кампании участники этой социальной сети обзвонили 3 миллиона избирателей, призывая людей в день выборов выйти из своих домов и пойти на избирательные участки.

За время предвыборной кампании штаб Барака Обамы собрал в Интернете пожертвований на сумму полмиллиарда долларов.

Преимуществом Веб 2.0 является то, основную работу ведут именно сообщества людей, а организаторы лишь курируют процесс, занимаясь в освобожденное время другими вопросами.

Сегодня американское правительство активно работает над развитием электронного правительства и проводит саммиты Gov 2.0.

Правительством был запущен «облачный» сервис Apps.gov с множеством серверов пользовательской информации, объединяющий возможности большого количества федеральных сайтов агентств и ведомств.

Это освободило чиновников от закупки и настройки собственных серверов, написания приложений и открытия отдельных блогов. Нагрузка на бюджет снизилась, а половина IT-персонала была уволена.

Ресурс дает возможность обсуждения на форуме социальной сети городских поставок, получать государственные данные и создавать на их основе веб-приложения.

Параллельно Apps.gov был запущен портал Data.gov с федеральными данными в машиночитаемых форматах.

GOV 2.0 в Украине

Арсений Яценюк и Сергей Тигипко во время предвыборной кампании были самыми активными в использовании социальных сетей, среди всех кандидатов в президенты Украины.

Весной и летом 2009 года основным конкурентом Януковича и Тимошенко считался Яценюк. Он был реальным представителем третьей силы. А средства массовой информации, как Украины, так и других стран, относили Яценюка к высшей лиге украинской политики вместе с Ющенко, Тимошенко и Януковичем, а всех остальных политиков, в том числе Тигипко, к первой лиге.

Но первый тур выборов показал неожиданные результаты:

Сергей Тигипко – 13,05%.

Арсений Яценюк – 6,96%.

Настоящей третьей силой оказался Тигипко, а не Яценюк. Одной из причин изменения долей влияния этих политиков, по мнению экспертов «Сарафанного Радио» явились их действия в социальных сетях.

Сергей Тигипко был первым из украинских политиков, который завел личную страничку в социальной сети ВКонтакте. Другие политики посчитали эту сеть подростковой и несерьезной, а Тигипко завел себе аккаунт ВКонтакте. И на протяжении нескольких месяцев был единственным из украинских политиков с профилем ВКонтакте.

И Яценюк, и Тигипко летом 2009 пришли в социальную сеть Одноклассники. Но стратегии продвижения у них были разными. Яценюк избрал скрытый маркетинг, а Тигипко – открытый.

В некоторых проектах возможно использование партизанского маркетинга, например в продвижении артистов, когда объем и количество комментариев и пиара важнее создания положительной атмосферы доверия.

У Яценюка изначально не было своей официальной странички на Одноклассниках. Была только группа в его поддержку. Эта большая политическая группа не использовала имя политика, но имела название «Президентские выборы в Украине – Кто?». 7000 тысяч участников активно обсуждали политическую жизнь Украины, пока сформировалосьь ядро группы и участники развили динамичный форум. Затем в описании появилось пояснение, что эта группа в поддержку Арсения Яценюка. В связи с тем, что участники изначально не были сторонниками Яценюка, они не изменили направление общения, и продолжили общение в ключе неуважительных высказываний в адрес Яценюка, или игнорируя его вообще, не замечая описания группы.

Тигипко пришел в Одноклассники с открытым маркетингом. Он открыл официальную страничку, поручил пресс-службе вести ее, объяснив «одноклассникам», что вести будет именно пресс-служба. В его поддержку открылись группы со следующими названиями:

«Сергей Тигипко – возможная альтернатива для Украины», «Мы с Тигипко!», «Сторонники Сергея Тигипко», «Харьков за Тигипко», «Сергей Тигипко – наш президент!», «Президент 2010 – Тигипко Сергей Леонидович!!!». Это была игра в открытую.

Политики – не рок-звезды, для которых подходит почти любой пиар, даже негативный. В социальных сетях, в отличие от традиционных СМИ, основным ресурсом является доверие. И в этом случае, скрытый маркетинг может сыграть с политиком злую шутку, а пиар обернуться антипиаром.

С февраля 2009 на протяжении 6 месяцев сотрудники штаба Арсения Яценюка раскручивали микроблог twitter.com/yatsenyuk. Эта идея пришлась по душе многим украинским блогерам, которые стали называть Яценюка пионером украинского Веб 2.0.

Затем, после одной неудачной публикации, эта страничка оказалась под атакой СМИ и блоггеров. По законам социальных сетей и блогосферы, для успешного выхода из конфликта, необходимо было принять удар, извиниться и продолжить диалог с Интернет-сообществом.

Скандал привлек внимание Интернет сообщества к страничке в Твиттере, она получила много внешних ссылок, сильные позиции в Яндексе, PR Google и поднялась на вершину горы обсуждений. Это было самое время для кандидата встать на эту гору и обращаться к Интернет-аудитории.

Вместо этого Арсений Яценюк отрекся от своей странички и заявил, что он никогда не имел к ней отношения, а его страничка на самом деле другая twitter.com/arseniy2010. В этот же день на старой страничке прекратились публикации, и начались на новой, никому не известной странице.

Старая страница была заброшена, постепенно с нее удалили все сообщения, а более 1000 последователей, отписались от неё. Тем не менее, на запрос в поиске «Твиттер Яценюк», Яндекс в Украине еще долгое время выдавал старую страницу, а Google выдает ее до сих пор. Преимущество 6-месячного продвижения и лидерства в Твиттере было потеряно, а блоггеры оказались обманутыми.

Таким образом, с конца лета 2009, когда открыл свой микроблог в Твиттере Тигипко, они начали с Яценюком с одинаковой точки. И здесь снова Тигипко действовал более красиво и эффективно, с точки зрения украинцев, которые находятся в Твиттере, и хоть немного понимают его суть.

Яценюк использовал массфолловинг. Это означает, что последователи были не настоящими приверженцами кандидата, а людьми, которых зафолловила его страничка, и они из вежливости ее автофолловили.

В каждом аккаунте Твиттера отображается 2 показателя, относящихся к подписке. Followers – это число последователей, которые подписались на новости с данной странички. Following – это число страничек, к которым на новости подписался микроблоггер. Число followers является показателем влияния микроблоггера, то есть показывает величину аудитории, которая интересуется его мыслями. Естественно, для отражения популярности число followers должно значительно превышать число following.

Страничка Арсения Яценюка: 1,386 Following; 1,285 Followers. Таким образом, в Твиттере сам Арсений больше следует за другими, чем они за ним. Он присоединился своим аккаунтом к другим страничкам для увеличения числа followers. Некоторые посылают ему свои новости, но не включили его в список тех, кто может присылать новости им. В этом соотношении, страничка Яценюка единственная из всех твит-страничек украинских политиков, имеющая отрицательный коэффициент влияния.

Тигипко вел свою страничку сам, и это сразу чувствовалось по его сообщениям. 0 Following,! при 1,031 Followers. Так обычно бывает у известных людей, они не следуют за многими, но многие следуют за ними и получают информацию от них.

Проблемы развития GOV 2.0

Основной проблемой развития GOV 2.0 является то, что большинство граждан, не имеют высшего (уже не говоря о юридическом и экономическом) образования, и не способны корректно обсуждать действующую законодательную базу, проекты законов, расходы бюджетов, юриспруденцию, материалы правового и экономического характера.

Одно из препятствий интеграции чиновников в быстро развивающуюся область Веб 2.0 заключается в том, что их штатный IT-персонал, находясь на зарплате и в зоне комфорта, часто не способен и не желает осваивать новые уровни технологий и коммуникаций.

Сфера Веб 2.0 на самом деле является очень простой, поэтому получает все более широкое распространение среди самых обычных людей. Государственным служащим нужны простые курсы и тренинги. Большинство же IT-специалистов не способны разговаривать «нормальным человеческим языком». Поэтому после 30 минут обучения чиновника Веб 2.0, у него пропадает всякое желание входить в «глубины кибернетики».

Реальную помощь государственным служащим в освоении социальных сетей и блогосферы могут оказать специалисты коммерческих IT-структур, которых законы выживания на рынке заставляют расти и осваивать новые возможности коммуникаций и эффективности в быстро эволюционирующем и изменяющемся мире Веб 2.0.