Виталий Докаленко: “Развитие телевизионного рынка искусственно сдерживается”.

0
764 views

Сегодня председатель правления “Тониса”, говоря об успехах своего канала и проблемах, которые пока невозможно решить, подводит своеобразный итог своей двухлетней деятельности. Несмотря на невозможность построения нормальной региональной сети, Виталий Докаленко уверен, что у канала еще есть возможность для роста.

– Я у вас на сайте читала, что вы планируете в ближайшее время перебраться в каналы второго эшелона. Каким образом?

– Если отслеживать тенденции развития “Тониса”, то киевский рейтинг, который в среднем составляет 3,5-4 %, обнадеживает. И я уверен, что такой рейтинг мог бы быть у “Тониса” и по Украине, если бы было соответствующее покрытие. Потому что уже, наверное, полтора года мы не делаем никаких резких телодвижений, экспериментируем внутри канала с вещанием, варимся внутри себя, причем этот процесс экономически нецелесообразен. То есть, мы улучшаем вещание, но региональное покрытие остается прежним. Если произойдет правильная трансформация видения эфирного пространства со стороны Нацрады, то “Тонис” спокойно становится в линейку “Нового”, СТБ, ICTV.

– А почему покрытие не улучшается? Вы просто не можете получить частоты? Или вы и не пытаетесь?

– Это отдельный длинный разговор. На самом деле, открытых вопросов очень много. Для меня немного странной является ситуация, при которой был назначен новый состав Нацрады, и жизнь началась с чистого листа, без прошлого, без оценки системы конкурсов, которые проводились ранее. Мне непонятно, почему кто-то мог просчитать частоты и получить их, а вот “Тонис”, который тоже просчитал, до сих пор ничего не получил. Более того, из 6 просчитанных 2 — уже уворовали.

– Но вы же в суд не подавали?

– Подавали. Но выиграть нам нe дадут.

– Почему?

– Новые веяния. Новые взгляды.

– Значит, вы противник “нулевого варианта”, когда прошлое забывают, а жизнь начинают с чистого листа?

– Вот объясните мне, почему за последнее полугодие 2004 года канал СТБ получил 64 частоты, а ни один другой канал из этих 64 частот не получил ни одну? А у меня собственного производства на много порядков больше. Вот давайте посмотрим суммарно: выпуск новостей “Викна” идет 1 раз в день, меньше получаса. У “Тониса” два часа вещания утром, выпуск новостей в 18.40 — полчаса, 20.40 — ток-шоу — полчаса, в 22.15 — “Светские хроники” — 15 минут, плюс финальный выпуск новостей. Сколько всего времени получается? Хотя в стране до сих пор собственный продукт смотрят хуже. И, тем не менее, мы идем на это. Мы развиваем собственное производство.

– Я думаю, что СТБ тоже может ответить, что у них, например, есть документальные фильмы…

– Мы тоже занимаемся адаптацией. Мы тоже делаем документальное кино. Но мне непонятны критерии, по которым формируется оценка, и раздача. Почему этому дала, а этому не дала?

– Но вы для себя это как-то объясняете?

– Конечно, объясняю.

– А для нас объясните?

– Тогда была одна ситуация. Понятно какая… Была реальная общая установка, кого развивать, а кого нет. А сейчас просто непонятная ситуация. Но выглядит это так, что любая задержка во времени выгодна тем, кто на рынке уже прочно укрепился. Потому что реально развивающиеся каналы конкурировать с ними не могут. Несмотря на то, что произошло, несмотря на то, что у “Тониса” вывеска самого объективного канала за период “помарачевой” революции, вопросы не решаются. И получается, что развитие телевизионного рынка искусственно сдерживается.

– Может это вопрос к вашему собственнику? Может, он должен решать такие вопросы?

– Каким образом?

– Ведь инвестор СТБ решает эти вопросы.

– Решал до того.

– Но мы же говорим, что и сейчас ничего не изменилось.

– И мы будем говорить, что надо поступать точно так же, да? Мы входим в клановую составляющую, происходят определенные установки и т.д и т.п.

– А вы играть по этим правилам не хотите? Вам их навязывают, а вы отказываетесь?

– Да нам никто ничего и не навязывает.

– А если бы навязывали? Помните как у Островского: “Что же вы говорите, что взяток не берете, вам же и не дает никто?”

– Ха-ха-ха. Ситуация на самом деле интересная. Потому что до сих пор общего видения телепространства до сих пор нет. И, скорее всего, ничего не поменяется по балансу рынка.

– Ну вот сейчас новые каналы появились, будут подпирать. Что „Тонис” делать-то будет?

– Вот у меня тот же самый вопрос: по каким критериям будет формироваться принцип выдачи частот? Есть новая тенденция: формирование специализированных конкурсов. Опять же: почему этот, а не тот, почему приоритет отдается информационному вещанию. С одной стороны — ниша свободна, информационного канала в стране нет, с другой — у всех каналов есть новости.

– А может “Тонису” стоит выбрать более узкую специализацию?

– А мы выбрали специализацию познавательно-развлекательного канала. И что мы получили в итоге? Я даже не хочу называть следующие направление, куда я могу развернуть свой канал, потому что знаю, что точно так же и эта идея будет уворована. Мы начали показывать документалистику, мы рискнули, сделали ставку на этот продукт, до нас, между прочим, ставку на него никто не делал. Теперь документалистика — везде. Если уже “1+1” ставит в дневной тайм-слот документальный фильм о животных, то что говорить? А возьмем СТБ, который откровенно выстраивался после нас… Мне что, сейчас выстроить новую специализацию, чтобы ее размыли? Чтобы эту кальку кто-то снова слизал? Это же очень просто: видно, что на рынке какой-то продукт идет хорошо, я его завтра покупаю, и он у меня тоже идет хорошо. Я даже сейчас не буду говорить о возможных специализация, потому что все будет точно также уворовано.

– Ну вы же можете делать ложные ходы.

– Спасибо. Чтобы это опять пошло в ущерб мне? Если бы у меня было три канала, то можно было бы делать ложные ходы и экспериментировать.

– Вот мы с вами говорим, и картина получается совсем нерадостной, глухой угол. Частоты не дают, мысли воруют…

– Надежда умирает последней. Хочется верить, что Нацрада будет выполнять не столько карательные функции….Ведь у нас схема работы, которая осталась от прежней власти, прежде всего, карательная.

– Ну почему же? Нацрада же подписала Меморандум.

– Да, это первый положительный шаг, большая веха. Но Меморандум касается исключительно выполнением каналами условия их лицензий. Но мы, на самом деле, ближе всех к соблюдению собственной лицензии. Единственная нерешенная проблема — это украинский язык. И мы готовы эту проблему решать, и будем это делать. Но речь опять о балансе. К каналу, который формируется и не имеет сети, требования предъявляются точно такие же, как к большим каналам, которые зарабатывают сумасшедшие деньги и для которых украинизация ничего не будет стоить. А для “Тониса” украинизация каждого часа будет стоить определенных денег и это больно. И, несмотря ни на что, мы будем это делать. Но я все-таки предлагаю выровнять условия, и я готов играть на общих основаниях. Вот и все. Почему требования для всех одинаковые, а условия разные? Вопрос открытый.

Да, так вот я хочу вернутся к Нацраде. Наши государственные организации, в основном, выполняют карательные функции. Как Катеринчук, говоря о возможном аннулировании налоговой милиции, сказал, что не хочет, чтобы налоговая ассоциировалась с человеком в маске. Я ни разу не слышал от членов Нацрады вопрос: “Что вам нужно для того, чтобы развиваться?”

– Может каналы сами виноваты в том, что не пытались объяснить Нацраде, что им надо?

– Почему же не пытались? Мы своим эфиром это доказываем. У нас одно из самых больших количеств программ собственного производства, и мы на этом не останавливаемся. И я знаю, что пройдет год-два, и именно программы собственного производства будут доминировать на рынке, потому что страна поменяет к себе отношение. И люди будут любить свое. Это как таксист в Польше на вопрос, кого любит поляк отвечает, что поляк любит только поляка. И нас эта история произойдет. Или не произойдет…Это вопрос философский. Возможно, мы станем очередным придатком России, и тогда это не будет иметь никакого смысла, а если мы претендуем на звание самостоятельной страны, то обязаны развивать свое вещание.

– Но у вас все равно самым рейтинговым является покупной продукт.

– Базовая программа по рейтингу, которая идет на “Тонисе” — это “Светские хроники”.

– Вы хотите сказать, что она “бьет” Опру Уинфри?

– Они идут почти одинаково. Как это ни странно. Это качели: то Опра идет лучше, то “хроники”. Хорошо идут “Дываки”, хотя там своя аудитория, мы сейчас ищем их место по эфиру. Тем не менее, их нормально смотрят. А в конце июня-начале июля, пока не ушел в отпуск “Проранок”, доля смотрения по Киеву доходила до 25 -30%. Можно посмотреть и на новости на канале.

– Ну с новостями все ясно. Новости хорошие. Но другие программы… По их поводу можно разговаривать. Хотя бы по поводу тех же „Светских хроник”. Вот как у вас соседствует Опра Уинфри — на мой взгляд, это вершина мастерства, и “Светские хроники” — программа, довольно специфическая и по идее и воплощению?

– Мы всегда были закрытой страной, мы всегда боялись говорить о внутреннем, о личном….

– О каком внутреннем? В какое платье вы одеты, что вы кушаете на завтрак?

– А почему это не должно интересовать? Есть нормальный западный институт под названием “папарацци”. И люди, которые могут себе позволить купить платье за $20 тыс…Страна должна знать своих героев в лицо.

– А как вам нравится вопрос, заданный на Московском кинофестивале, даме по поводу ее отношений с Андреем Малаховым и утверждение, что эти отношения были мезальянсом?

– Очень хороший вопрос. Ведь журналистика должна быть разной.

– Ну вот, например, та же успешная и признанная во всем мире Опра никогда бы себе не позволила задавать подобные вопросы. Это хамство.

– Ну мы же не ставим знак равенства между этими форматами. Я глубоко уважаю Опру за ее гуманитарную миссию, и только поэтому я согласился купить этот продукт. Потому что были сомнения пойдет — не пойдет, но перевесило именно ее человеколюбие, дикое человеколюбие. А то, что вам не нравятся “Светские хроники”, так это в вас говорит закрытость.

– Это не закрытость. Есть какие-то рамки приличия, есть воспитание…

– Нет, рамки приличия заканчиваются тогда, когда человек поступает на факультет журналистики. А у человека, которому задают вопросы, есть право ни них не отвечать. Есть разное телевидение. Это – телевидение провокативное.

– А вам оно нравится?

– Конечно. А как же без этого? Нет, давайте все закроемся, сядем в свои ракушки и не будем участвовать ни в чем. Есть история мировоззрения. И “Светские хроники” показывают историю мировоззрения. Ни больше, ни меньше.

– Ой ли? Это очень внешний пласт.

– Вы, наверное, смотрели программы, посвященные светским раутам, вечеринкам. А вы посмотрите на программы о выставках, фестивалях. Там идет совсем другая нагрузка. Речь идет именно о внутреннем состоянии людей…

– Речь идет скорее о состоянии внутренних органов, чем о внутреннем мире. Просто странно как у вас на канале сочетается высокое с низким?

– Очень красиво работает. Да и почему низким? Почему неделя высокой моды в Париже — это высоко, а то, что оттуда к нам переехало пару нарядов — это низко? И вот посмотрите, как вас зацепило, сколько мы говорим об этом.

– Ага. Я сейчас с вами буду о Татьяне Рамус разговаривать. Меня это тоже “зацепило”, потому что это есть на хорошем канале.

– А я не считаю, что это плохая программа.

– “Особый случай” тоже хорошая программа?

– Там есть над чем работать, чем и интересно. И мы продакшены пускаем на канале для того, чтобы вместе расти и трансформироваться. Но, к сожалению, пока не удается уделять достаточно внимания для того, чтобы это стало немного другим

– А какой стимул расти? Ведь эта программа, грубо говоря, денег не зарабатывает.

– Вы у нее интервью возьмите. У нее стимул расти внутренний дикий. Она готова трансформироваться, готова расти. Она удивительный трудоголик. И человек не отказывается работать.

– Графоманы тоже трудоголики. А результат?

– Но телевидение — это же командная игра. И “Светские хроники” делает не один человек, и там программа тоже делается командой. Правильно сформированный коллектив, правильно выстроенная технология и поехали. И, между прочим, у Рамус тоже есть смотрение. Я нулевые программы в эфир не пускаю. И есть реальный потенциал, и желание. Сейчас мы в периоде профессионального вакуума. Есть категория людей, которые чего-то достигли и работать с ними откровенно тяжело, и есть возрастная дыра лет в десять, когда специалистов просто нет, и есть молодое, дерзкое, наглое поколение, которое готово работать.

– А с людьми, которые чего-то достигли, вы работать не хотите?

– Ну почему же?

– Никого не перекупаете. Вот К1 перекупил кучу народу.

– А смысл? А результат? Я хочу видеть результат. Кого перекупать? Не вижу смысла. У каждого из известных людей есть определенная история, человек уже сложился, и его амплуа, как шлейф, будет тянуться за ним всю жизнь. Люди успешные уже привязаны к определенному каналу и формату. А мы лучше воспитаем своих звезд. Да, мы потратим на это больше времени и сил. И, опять же, возможности у нас неравные.

– Вот, судя по всему, для вас ситуация никогда не выровняется. Потому что мало того, что вы двигаться начали позже, так еще и ждете, пока ваши звезды вырастут. А пока ваши вырастут, у них уже состарятся, умрут…

– Очень хорошая связка. Ха-ха-ха. Значит, через виток мы сравняемся. На самом деле, мы не ждем, мы развиваемся. Но, как по мне, не дело вытащить ведущего с одного канала и пересадить на другой, да еще и сменить его амплуа. Вот Юра Горбунов со шлейфом “Подъема” будет ходить очень долго. И он должен сделать что-то такое гениальное, чтобы все забыли, что Юра — это “Подъем”. Кого будем перекупать? Да и зачем говорить о сумасшедших капиталовложениях, когда можно взять человека, который горел совсем другим. Возьмем Сашу Гордуза с “Дываками”. Он у меня год делал анонсы, мучался идеями, пока у него не сложилась вся составляющая. Человек органичен, он все эти странности трансформирует через себя, у него точно такая же команда. У них свой коллектив. А не то, что мы купили человека и говорим: “Садись, ты будешь делать э-э-это”. Потому что если человек делает “э-э-это”, да еще и за большие “де-е-еньги”, но это — не его, то ничего хорошего из этого не получается.

– Кстати, о больших деньгах. Ваш канал готов вкладывать в сотрудников?

– А мы и вкладываем. Уже два года вкладываем, вкладываем. От этого никуда не денешься. Здесь работает двести человек. Но вот пригласить российскую звезду…Не знаю, насколько это нужно и сколько это будет стоить….По мне, давайте любить свою страну.

– А если бы деньги были, купили бы?

– Не-а. Не хочу. Мы другая страна, реально другая.

– Савика Шустера не купили бы?

– Зачем? Нет, пусть работает. Да, его будут смотреть, да, история этих семидесятилетних отношений, когда мы воспринимались как одна большая страна, поломается не скоро. И понятно, что будут рейтинги…Ничего не имею против Савика Шустера. Но давайте себя уважать. Я быстрей куплю поляка или американца. Но опять-таки, зачем? У нас огромный пласт людей, которых можно открыть. Конечно, это самая простая история: ОРТ или РТР раскрутило, по каким-то причинам человек там фигурировать не может, давайте его купим…За те же деньги ICTV мог бы осчастливить пятерых журналистов, которые могли бы жить после этого небедно. А то — и десятерых. А из этих десятерых двое точно стали бы звездами. Вот и все.

– А у вас людей уводить не пытаются?

– Пытаются. Наши люди регулярно получают предложения.

– Что вы делаете в ответ? Какие контршаги предпринимаете?

– Есть история коллектива, есть атмосфера на канале. Мы потратили много времени на то, чтобы на канале была комфортная атмосфера, не было склок, конфликтов, прозрачная структура, понятно кто и за что отвечает. У нас красивый, живой, молодой коллектив.

– У вас демократия на канале?

– Конечно. Ко мне сюда заходят без стука.

– И что, человек может зайти к вам с любой проблемой, вы его не прогоните, не скажите, что он нарушает субординацию?

– Нет, мы постараемся решить вопрос совместно. Я его послушаю, но все равно отправлю к начальнику подразделения, потому что субординация должна присутствовать. Но в любом случае, я не скажу: “Пойди вначале расскажи своему начальнику”, потому что может быть ситуация реального субъективизма. А я открыт для общения. И я на работу хожу в джинсах, хотя должен был бы ходить в костюме, галстуке и никого в кабинет не пускать. У нас отношения как в большой семье.

– А вы кто для этой семьи? Папа?

– Нет, я старший брат. Отцовство давайте отдадим учредителям.

– Да, кстати об учредителях. Сейчас на многих каналах меняются собственники, ваши тоже изменятся?

– Насколько я знаю, мы все друг друга устраиваем и учредителям с нами интересно. Есть динамика, есть рост даже в тех условиях, в которых мы находимся. Решается вопрос частот или не решается, пути для трансформации канала все равно есть.

– Александр Богуцкий в интервью “Телекритике” сказал, что следующий год для ICTV будет годом украинского сериала, “Интер” снимает уже несколько лет, а “Тонис” собирается что предпринимать?

– На самом деле, мы уже снимаем. Мы закончили съемочный процесс…То есть не совсем мы, а параллельный продакшн.

– Продакшн “Тониса”?

– Нет. Наши учредители финансировали первый полнометражный художественный фильм. Сейчас мы ищем сценарии и готовимся снимать сериал, хотя для нас это дорого. Я готов быть в состоянии “Интера” с их доходами, и экспериментировать, запуская собственные программы. При сегодняшней ситуации мы выстраиваем процесс от обратного: что нам может быть экономически выгодно?

– Вы же можете выйти на рынок и попытаться продавать то, что производите.

– С украинским языком тяжело выходить на рынок России. А ведь речь идет именно об этом рынке. Мы же делаем украинский продукт. А снимать двуязычный продукт — очень дорого. Да, безусловно, мы хотели бы выходить на российский рынок, там ведь совсем другие деньги крутятся. Но пока мы будем делать, к сожалению, малобюджетные проекты. Мы сняли первую часть документального фильма, будем снимать вторую. Сейчас готовимся к запуску еще одного документального фильма.

– И когда зрители смогут их увидеть?

– Я думаю, осенью. Но выстраивать это как линейку мы не сможем. Мы пока разрабатываем одну тему, закончим — будем разрабатывать другую. Но с перерывом в два, а то и в три месяца. Потому что для нас, опять-таки, все это очень финансово тяжело.