Учёные показали новые возможности света

11454Физики из университета Аделаиды (University of Adelaide) втиснули свет в оптоволокно, диаметр которого был меньше значения, считавшегося до нынешнего момента предельным.

Таким образом учёные доказали всему миру, что свойства световых волн, равно как и волноводов, изучены не до конца.

Оптические волокна обычно работают как трубы для света: за счёт полного внутреннего отражения свет может “течь” по ним практически бесконечно. Однако существуют ограничения на минимальный диаметр волновода, так как при пересечении определённого предела (для стекла это несколько сотен нанометров) свет начинает выходить из прозрачного волокна наружу, пишет membrana.ru.

Отметим, что учёные уже пробовали ввести свет в канал, диаметр которого был меньше длины волны. Вот один из примеров.

Но исследователи из Института фотоники и продвинутого восприятия (Institute for Photonics & Advanced Sensing — IPAS), официально открывшегося лишь неделю назад, пошли дальше и обнаружили, что свет может без проблем проходить и по более узким каналам (примерно в два раза меньшим по диаметру, чем те, что ранее считались предельными).

Собственно проверить предположения на практике удалось только благодаря развитию на базе нового института технологии создания таких нанометровых оптических волноводов.

Открытие сулит появление новых более эффективных устройств для передачи данных, например в телекоммуникационных системах и вычислительной оптике, а также новых источников света.

“Это фундаментальный прорыв в науке о свете, — рассказывает в пресс-релизе профессор Таня Монро (Tanya Monro). – Имея эти данные, мы попробуем создать невиданные доселе по миниатюрности сенсоры, определяющие наличие вирусов и болезнетворных микроорганизмов, коррозии, нужных клеток, и уникальные лазеры. Нынешнее исследование, несомненно, позволит лучше изучить и понять наш мир на микро- и наноуровне”.