Открыты секреты обучения воробьёв песням

0
512 views

11320Молодые певчие воробьи (Melospiza melodia) для обучения своим песенкам используют помощь двух учителей сразу. Это установили зоологи Кристофер Темплтон (Christopher Templeton), Майкл Бичер (Michael Beecher) и их коллеги из университета Вашингтона.

Эксперимент проходил в Сиэтле, в Discovery Park. Биологи проследили за перемещениями 11 воробьёв. Этим птицам было около двух месяцев, и они ещё не начали петь. Причём были выбраны самцы, поскольку самки, как правило, не поют.

Авторы опыта исходили из предположения, что в обучении пению у птиц очень важно социальное взаимодействие, но какое именно — оставалось не вполне ясным. Чтобы проверить ряд версий, учёные принесли в парк громкоговорители, через которые проигрывали записи различных взрослых птиц. При этом сначала учёные определяли местоположение подопытной птахи (слушателя), а затем включали динамик, расположив его в 45 метрах.

Пятиминутные записи включали три варианта: исполнение дуэта воробей-воробей, попеременное пение воробья и синицы и наконец — дуэт двух синиц (для контроля). Пение последних в принципе воробьям знакомо, так как живут эти птахи в одних и тех же местах. Однако конкретные записи были взяты от птиц, в данном парке не живущих, так что молодые воробьи ранее не могли их слышать, пишет membrana.ru.

Биологи смотрели — как реагируют подопытные на песни. Оказалось, юные Melospiza melodia быстрее и куда ближе перелетали к динамикам, когда слышали дуэт взрослых воробьёв. Заметно слабее была их реакция на пение одного воробья или на трели синиц.

Это открытие подтвердило гипотезу, ранее высказанную профессором психологии и биологии Бичером: молодые птицы учатся петь, подслушивая обмен куплетами между двумя взрослыми сородичами, а не слушая одного воробья или пробуя самостоятельно взаимодействовать со взрослыми. Характерно, что в данном опыте воробьи подлетали ближе, словно хотели получше расслышать пение, но сами не вступали в “хор”.

“Слушая двух птиц, несовершеннолетние способны также узнать, как именно песни используются. А это они не могут установить, слушая только одну “солистку”. Молодая птица может сделать это, непосредственно взаимодействуя со зрелой, но это рискованно, потому что новичка могут прогнать или побить”, — объясняет Кристофер. (Подробности исследования можно найти в пресс-релизе университета и статье в Proceedings of the Royal Society B.)

Обучение птиц мелодиям, исполнение пернатыми своих серенад и даже особенности работы мозга, связанные с этими процессами, не первый раз привлекают внимание биологов. Они полагают, что здесь имеется аналогия с появлением и эволюцией человеческой речи, а также с процессом обучения разговору младенца. Так, ранее мы детально рассказывали об интересных опытах с зебровыми амадинами.