Российские сотовые операторы готовы к покорению стран СНГ

0
860 views

В ближайшие год-полтора на рынках мобильной связи стран СНГ можно ожидать серьезной активизации операторов из России. Слабая распространенность мобильной связи — сейчас в странах СНГ за вычетом России всего 19 млн. сотовых абонентов — все больше привлекает внимание МТС и “ВымпелКома”. Эксперты предсказывают, что российские инвесторы могут вложить в сотовый бизнес стран СНГ до $500-600 млн.

По оценкам ACM-Consulting, в III квартале 2004 г. количество абонентов сотовой связи в странах СНГ без учета России выросло на 21% по сравнению со II кварталом 2004 г. и на 56% по сравнению с 2003 г., составив 18,7 млн человек. Проникновение сотовой связи в среднем по всем странам СНГ кроме России составляет 13,8%. Российский оператор связи МТС уже работает в Белоруссии, на Украине (компания UMC) и в Узбекистане (Uzdunrobita), обслуживая 7,2 млн абонентов. “ВымпелКом” обслуживает 702 000 абонентов Казахстана (компания “Кар-Тел”), “МегаФон” – 34 700 абонентов Таджикистана (TT-Mobile). Из крупных иностранных игроков на рынках СНГ присутствуют финско-шведская TeliaSonera, турецкая Turkcell, норвежская Telenor и немецкая Deutsche Telekom.

В 11 бывших советских республиках работает несколько десятков операторов сотовой связи. Аналитик Альфа-банка Андрей Богданов считает, что скупка этих активов необходима российским операторам, поскольку российский рынок уже достаточно насыщен. По данным ACM-Consulting, проникновение сотовой связи в России уже достигло 42,5%, а в Москве — 89%. Сотовый рынок стран СНГ, наоборот, находится в начальной стадии развития. По расчетам Богданова, уровень проникновения услуг сотовой связи в странах Содружества колеблется от 0,3% до 18%.

Сами российские операторы подтверждают, что готовятся к масштабной экспансии. “Рынки стран СНГ характеризуются низким проникновением как сотовой, так и фиксированной связи. Это предполагает значительный потенциал для роста”, — констатирует директор по внешним связям МТС Андрей Брагинский. Он подчеркнул, что страны Содружества комфортны для российского бизнеса из-за широкой распространенности русского языка, похожего социально-демографического состава и сходной инфраструктуры фиксированной связи.

“МТС успешно работает в четырех странах СНГ, и мы очень заинтересованы в дальнейшем расширении географии нашего присутствия”, — говорит Брагинский. “Безусловно, [СНГ] это перспективный рынок и следующий шаг для развития нашего бизнеса, — говорит директор по общественным связям “ВымпелКома” Михаил Умаров. — Мы уже вышли в Казахстан и с интересом изучаем другие рынки”. Пресс-секретарь “МегаФона” Марина Белашева тоже подтвердила, что рынки СНГ интересны для оператора, но каждое решение, по ее словам, “будет приниматься по обстоятельствам”.

Наиболее динамично развивается экспансия российских операторов на Украине. Эта страна занимает второе место после России по уровню проникновения сотовой связи, и более половины рынка страны контролирует МТС. Богданов полагает, что в ближайшей перспективе российским сотовым операторам могут быть интересны активы Белоруссии, Казахстана, Грузии и Азербайджана. Правда, Антон Погребинский, старший аналитик ACM-Consulting, указывает, что Белоруссия была бы интересной, если бы ее правительство разрешило доступ иностранных инвесторов на местный рынок. Сейчас контрольными пакетами всех белорусских сотовых операторов владеет государство.

По мнению Погребинского, первыми российские операторы могут купить азербайджанскую компанию Backcell (19% рынка), единственного киргизского GSM-оператора Bitel (84% рынка) и узбекскую компанию “Коском” (около 10% рынка). Погребинский считает, что “Коском” был бы хорошим приобретением для “ВымпелКома”, так как конкурирующая МТС уже вышла на этот рынок. А в Brunswick предполагают, что приобретение Backcell и казахской K-Mobile (30% рынка) могли бы увеличить капитализацию МТС на $0,8-1,4 млрд.

По подсчетам аналитиков, компании-покупатели потратят около $700 на каждого абонента приобретаемых компаний. “Наши инвесторы ближайшие год-полтора могут потратить до $600 млн”, — считает Богданов. Аналитик “Атона” Елена Баженова считает, что инвестиции будут чуть меньше — до $500 млн. Высокую стоимость активов аналитики связывают с плохим развитием фиксированной связи и отсутствием конкуренции: в большинстве стран лишь по два крупных игрока. Аналитики обращают внимание, что инвесторы других стран пока не особо интересуются этими активами. “У российских операторов есть возможность их опередить”, — отметил Богданов.

То, что цена проникновения на новые рынки окажется немалой, подтвердили сделки минувшего лета. МТС, покупая лидера узбекского рынка — Uzdunrobita, заплатила $835 за одного абонента, а “ВымпелКом” за выход в Казахстан отдал $692 за одного абонента — в три с лишним раза выше, чем за абонента на Дальнем Востоке.

Итогом российской экспансии может стать бурный рост абонентской базы в странах СНГ. Погребинский предсказывает, что к концу 2006 г. количество абонентов в этих странах может увеличиться в 2,5 раза до 55 млн человек.

Светлана Витковская