В Украине продажи ПК упали больше, чем ноутбуков

computers1По данным Unitrade Group, в первом полугодии 2009 г. продажи ноутбуков и стационарных ПК показали отрицательную динамику, сократившись в количественном выражении на 37% и 60,9% соответственно по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В денежном выражении наблюдается еще большее сокращение: ноутбуки на 53%, стационарные ПК – на 66,4%. Такое опережение темпов падения рынка в денежном выражении от количественного объясняется тенденцией уменьшения средней себестоимости устройств из-за массового перехода покупателей в бюджетный сегмент.

Объемы рынка

По результатам первого полугодия 2009 г. продажи ноутбуков в абсолютном выражении составили около 215 000 штук, аналогичный период 2008 г. — 342 000 устройств. В денежном выражении рынок в первом полугодии 2009 г. составил 139,8 млн. долл. США, в то время как в первом полугодии 2008 г. данный показатель был на уровне 299,2 млн. долл. США.

Если говорить про стационарные ПК, то по итогам первого полугодия 2009 г. конечным пользователям было реализовано около 180 000 устройств, что на 60,9% меньше показателя продаж в аналогичном периоде 2008 г. (460 000 шт.). В денежном выражении рынок в отчетном периоде составил 72,4 млн. долл. США, результаты первого полугодия 2008 г. — 215,3 млн. долл. США.

Средняя себестоимость реализации ноутбуков по итогам отчетного периода составила 650 долл. США (первое полугодие 2008 г. – 875 долл. США).

Средняя себестоимость реализации стационарных ПК в первом полугодии 2009 г. составила 402 долл. США (первое полугодие 2008 г. – 468 долл. США).

Ценовые сегменты

В розничном ИКТ-секторе результаты первого полугодия 2009 г. ознаменовались резким переходом потребительских предпочтений в бюджетный сегмент. Ноутбуки и настольные ПК – не исключение. В отчетном периоде, практически половина продаж ноутбуков пришлась на нижний ценовой сегмент (себестоимость менее 600 долл. США) – 47%, в то время как в первом полугодии 2008 г. она составляла 18%.

Аналогичная ситуация отмечена и среди стационарных ПК. В первом полугодии 2009 г. существенно увеличилась доля ценового сегмента «менее 400 долл. США» до 59% с 34% (первое полугодие 2008 г.).

Производители

По итогам первого полугодия 2009 г. в тройку лидеров вошли компании Acer (29%), Asus (28%) и Samsung (11%). Совокупная доля рынка тройки лидеров снизилась на 2 п.п. (с 70% в первом полугодии 2008 г. до 68% в первом полугодии 2009 г.). Доли указанных вендоров в первом полугодии 2008 г. составляли 31%, 24% и 15% соответственно.

Доли других игроков на рынке ноутбуков распределились следующим образом: Hewlett Packard — 10% (первое полугодие 2008 г. — 8%), Toshiba — 8% (6%), Dell — 5% (4%), Fujitsu Siemens – 3% (4%).

Форматы

По итогам первого полугодия 2009 г. лидерами продаж среди ноутбуков стали устройства на базе процессоров компании Intel — 86% рынка (первое полугодие 2008 г. – 75%). Соответственно, доля ноутбуков на базе процессоров компании AMD, по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. (25%), снизилась до 13%.

Иначе складывается ситуация в сегменте стационарных ПК. Так, в первом полугодии 2009 г. на долю стационарных ПК, базирующихся на микропроцессорах компании Intel, пришлось 61% рынка, AMD – 39%, в аналогичном периоде 2008 г. доли распределялись так: Intel – 68%, AMD – 32%. Таким образом, в отчетном периоде компании AMD удалось упрочнить свои позиции.

Прогнозы

По оценкам Unitrade Group, в 2009 г. на рынке Украины будет реализовано конечным потребителям около 500 000 ноутбуков, в то время как в 2008 г. было продано порядка 730 000 устройств. Падение продаж составит порядка 32%. Объемы реализации стационарных ПК составят около 390 тыс. устройств, что на 55% ниже показателя 2008 г. (870 тыс. шт.).

Напомним, что с 2001 г. на рынке персональных компьютеров наблюдался стремительный ежегодный рост. Однако, в конце 2008 г. впервые было отмечено его падение. В текущем году тенденция продолжится. При этом в сегменте устройств будет отмечен значительный отрыв ноутбуков от стационарных ПК. Первые значительно потеснят вторых.

По прогнозам аналитиков компании, уже к концу 2009 г. доля стационарных ПК уменьшится до 40 — 43% (2008 г. – 54%, 2007 г. – 70%). Так, впервые по итогам года продажи ноутбуков превзойдут продажи стационарных ПК.