Из связи в князи. «Укртелеком» получил квартальную прибыль впервые с 2007 года

Госоператор связи «Укртелеком» смог увеличить финансовые показатели, несмотря на падение рынка. Во II квартале компания впервые с 2007 года получила прибыль в 57,46 млн грн – в основном за счет сокращения расходов и более агрессивной политики на рынке, отмечают эксперты. Они связывают это с решением чиновников отложить приватизацию «Укртелекома» до лучших времен и стремлением менеджмента повысить эффективность работы оператора.

Выручка «Укртелекома» за II квартал выросла на 0,7% – до 1,62 млрд грн, чистая прибыль достигла 57,46 млн грн против 4,34 млн грн убытка годом ранее, сообщила компания в квартальном отчете в системе раскрытия информации ГКЦБФР. Это первая квартальная прибыль оператора с 2007 года. По итогам полугодия компания получила убыток – 124,13 млн грн. «I квартал для операторов всегда тяжелый из-за низкой деловой активности,– говорит вице-президент инвестбанковского подразделения ИК Dragon Capital Максим Нефьодов.– В этом году на начало года пришелся еще и кризис».
II квартал был успешным для компании благодаря снижению издержек, утверждает директор филиала объединенных продаж «Укртелекома» Игорь Сиротенко. Господин Нефьодов отмечает, что оператор смог снизить затраты на 200 млн грн. Кроме того, по словам господина Сиротенко, корпоративный сегмент, где сильны позиции конкурентов компании, пострадал от кризиса намного сильнее частного: «А наши клиенты оказались более лояльными, поэтому отток абонентов у нас ниже».
В этом году компания ведет себя на рынке более агрессивно, подчеркивает аналитик Galt & Taggart Securities Александр Паращий. В апреле «Укртелеком» добился повышения предельных тарифов на фиксированную связь на 20% (см. Ъ от 30 апреля). Тогда же госмонополия отключила киевских операторов IP-телефонии от собственной сети и снизила собственные тарифы на международные звонки на 75%. А с 1 июля в шесть-восемь раз увеличила стоимость доступа к кабельной канализации для частных операторов фиксированной связи (см. Ъ от 20 июля). «В I квартале из-за кризиса частные операторы стали прокладывать меньше кабелей, и ‘Укртелеком’ как владелец канализации стал меньше на этом зарабатывать. Им это не понравилось, и они взвинтили тарифы»,– объясняет гендиректор Vega Юрий Чуйков.
Политика «Укртелекома» связана с тем, что его приватизация откладывается, и менеджмент занялся улучшением финансовых показателей, уверен член НКРС Владимир Олийнык. По его словам, об этом свидетельствует недавнее решение Кабмина о передаче «Укртелекома» от ФГИ к Минтрансу. «Подобные активы должны находиться в управлении профильных министерств, а в ФГИ они передаются для приватизации. Раз компанию вернули Минтрансу, в этом году на ее приватизацию не рассчитывают»,– говорит господин Олийнык. «‘Укртелеком’ готов к продаже. Но пока не будет единой позиции политических сил, она вряд ли состоится. В управлении ФГИ компания находился более 10 лет – именно столько ее хотят приватизировать»,– отмечает источник Ъ в фонде.
К продаже «Укртелекома» государство может еще вернуться. И если за это время эффективность его работы повысится, возможно, вырастет и стоимость продажи, отмечают эксперты. «Персонал ‘Укртелекома’ раздут раза в три. А множество операций до сих пор выполняется вручную, кроме того, плохо организовано клиентское обслуживание,– рассказывает господин Нефьодов.– ‘Укртелеком’ сейчас – это фактически вся индустрия связи, сначала нужно отделить государственную инфраструктуру, а потом уже продавать».
Наиболее перспективным направлением работы «Укртелекома» эксперты называют услугу широкополосного доступа (ШПД) в интернет. Компания является лидером сегмента – на 1 июня клиентами «ОГО!» были 681 тыс. человек, хотя еще в начале года их было около 500 тыс. По прогнозам самого «Укртелекома», к 2013 году число пользователей ШПД возрастет до 5 млн человек. «Динамика доходов компании в этом квартале изменилась не сильно, но произошло перераспределение – доходы от интернета выросли, от связи – снизились,– уточняет господин Нефьодов.– На рынке междугородных звонков компания не выдерживает конкуренции с мобильными операторами, и ее доходы в этом сегменте снижаются».


(c) РОМАН СУДОЛЬСКИЙ, АЛЕКСАНДР ЧЕРНОВАЛОВ, КоммерсантЪ