«Киевстар» не выручил Telenor

Для крупнейшего мобильного оператора в Украине – компании «Киевстар» – II квартал стал худшим за последние несколько лет – его выручка снизилась на 8%. При этом компания смогла повысить эффективность бизнеса – ее рентабельность выросла до 35%. «Киевстар» по-прежнему имеет наибольшую рыночную долю среди операторов и достаточный запас прочности, чтобы снижение финансовых показателей в кризис для него не было критичным, отмечают эксперты.

Выручка «Киевстара» в пересчете на гривны во II квартале упала на 8%, EBITDA – на 9% по отношению к аналогичному периоду 2008 года (в абсолютных показателях не приводится), сообщил вчера в квартальной отчетности мажоритарный собственник компании норвежский Telenor. Падение в норвежских кронах за этот период составило 27,8% – до 2,42 млрд и 28,6% – до 1,44 млрд соответственно. В результате выручка Telenor Group без учета показателей «Киевстара» выросла на 3,4% – до 24,5 млрд крон (около $3,9 млрд). Но с учетом результатов «Киевстара» снизилась на 0,5% – до 26,92 млрд крон ($4,3 млрд).
Вместе с тем компании удалось сохранить и даже увеличить рентабельность бизнеса – до 35% во II квартале против 34% в I квартале. По словам президента «Киевстара» Игоря Литовченко, это удалось сделать в первую очередь за счет сокращения капитальных затрат – во II квартале они составили 241 млн норвежских крон против 404 млн годом ранее. «Телеком-рынок в целом упал на 17-18%, в то время как мы – всего на 7-8%. Но улучшения ситуации на рынке стоит ждать не ранее середины следующего года»,– заявил он. У оператора также сократилась абонентская база на 504 тыс. – до 22,22 млн абонентов, а доход с абонента (ARPU) – с 44 грн до 42 грн, хотя в I квартале этого года он был еще меньше – 39 грн. Показатель MoU (количество выговариваемых минут) вырос с 159 до 166 в месяц.
Падение доходов «Киевстара» связывают с кризисом и высокой конкуренцией на рынке. По мнению главы представительства Telenor в Украине Тронда Моэ, наряду со сложной общеэкономической ситуацией причиной снижения доходов «Киевстара» является агрессивная конкуренция в лице операторов, использующих нулевые тарифы. Но недавно по обращению «Киевстара» Нацкомиссия по вопросам регулирования связи запретила операторам устанавливать нулевую стоимость на услуги и использовать эту информацию в рекламе (см. Ъ от 17 июня). «Темпы оттока абонентской базы в первом полугодии у ‘Киевстара’ были очень высокими. Возможно, сократить их оператору удастся, если он выведет на рынок предложение, альтернативное нулевым тарифам»,– говорит аналитик GfK Ukraine Глеб Вышлинский.
У «Киевстара» достаточный запас прочности, и даже такое падение финансовых показателей (выручка компании снижается второй квартал подряд) для нее не слишком критично, сходятся во мнении акционеры и эксперты. CEO Telenor Йон Фредрик Баксаас отмечает, что «Киевстар» фокусируется на поддержании высокой EBITDA и маржи, и напоминает, что доля оператора на рынке в финансовом выражении превышает 50%. По словам аналитика iKS Consulting Мыколы Олиярныка, в нынешних экономических условиях 8% – не падение. «Оператор демонстрирует хорошие показатели, основное снижение потребления зафиксировано в узких сегментах – корпоративном и роуминге. Запас прочности у крупных операторов колоссальный»,– соглашается вице-президент инвестиционно-банковского подразделения ИК Dragon Capital Максим Нефьодов.

(c) РОМАН СУДОЛЬСКИЙ, Kommersant.ua