«Серебряный» юбилей Тетриса

Тетрис — самая популярная из «казуальных» компьютерных игр «всех времен и народов» 6 июня отмечает свое 25-летие. Ее создатель, Алексей Пажитнов в эти дни принимает поздравления на выставке Expo E3 в Лос-Анджелесе. tetris_scr-183x300

Практически каждый слышал о Тетрисе и может играть в него, даже тот у кого мало или вообще нет игрового опыта. Концепция и интерфейс Тетриса настолько просты, что процесс игры является интуитивно понятным геймплеем. Возможно, именно эта исключительная простота и делает игру такой привлекательной, ибо сыграв один раз, многие остаются поклонниками Тетриса на всю жизнь. Напомним, что в Тетрисе вы вращаете падающие геометрические фигуры, которые при достижении прямоугольного основания и формировании горизонтальных рядов блоков попросту исчезают, а вам идут зачетные баллы. Этот формат, который был первым в мире 25 лет тому назад, нынче безжалостно дублируется и развивается (с небольшими модификациями) вот уже сколько лет.

В 1980-е годы прошлого столетия Алексей Пажитнов был простым математиком, работал в российском университете и не помышлял о мировой славе. В качестве хобби, на досуге он расслаблялся, создавая игры. Сейчас он говорит, что не мог себе даже представить, что Тетрис, который он создал в далеком 1984 году станет международным феноменом.

Большинство игроков познакомились с Тетрисом, когда он был включен в первую версию Nintendo Game Boy и развлекательный игровой пакет Microsoft Entertainment Pack for Windows. Бизнес-партнер А.Пажитнова Хенк Роджерс (Henk Rogers) улыбаясь, вспоминает, как он комментировал переезд Алексея в США: «Он попал из одной «империи зла» в другую (Microsoft)».

В конечном итоге, Тетрис был существенно переработан для использования на всех крупных и на многих небольших игровых платформах. Он неоднократно появлялся на Mac, iPhone и Ipod, компания Tetris, специально созданная в США под него, имеет большие планы на будущее.

Tetris не раз и не два становился легкой добычей пиратов и имитаторов, которые зачастую скатывались до прямого плагиата. Отстаивать авторские права в Советском Союзе, где имелись существенные пробелы в вопросах лицензирования интеллектуальной собственности (ИС) было очень и очень трудно.

К 1996 году А.Пажитнов и Х.Роджерс вступили в партнерские отношения в области управления и лицензирования популярной игры и создали Tetris Company. В настоящее время они владеют всеми правами на игру, и решительно отстаивают свои права против посягательств всевозможных мошенников и «мастеров» плагиата. Если имитатор зарабатывает деньги, которые должен был заработать официально лицензированный продукт, либо когда подражатель выпускает продукцию под брендом Tetris, таких нечистоплотных бизнесменов ждут неминуемые судебные иски от Tetris Company.

Однако, как утверждает Х.Роджерс, любители-разработчики могут вздохнуть с облегчением и продолжать практиковаться в создании Тетрис-подобных игр, до тех пор, пока они не называют их «Тетрис».

Заглядывая вперед, Х.Роджерс утверждает, что Тетрис — это казуальная игра, и «мы хотим, чтобы она такой и оставалась». Уделяя весьма большое внимание в настоящее время возможностям расширения социальных характеристик казуальных игр, Tetris Company прилагает большие усилия его онлайновым вариантам и многопользовательским интерфейсам. С этой целью в будущем будут развиваться конкурентоспособные онлайновые вариации Тетриса. Эту же цель преследует и соревнование Tetris Cup, когда участники будут соревноваться за звание лучшего игрока Tetris в мире.

Действительно, существуют проблемы с Apple, которая самолично изгнала Тетрис из своего официального ассортимента предлагаемых игр. Хотя неофициально Тетрис-игры по-прежнему доступны для работы на Mac-платформах. В настоящее время также существуют Mac-совместимые Тетрис-игры, среди которых Tetris Friends — интерактивный игровой портал с функциями социальных сетей, «заточенный» под Тетрис-игры, а также Tetris Zone, загружаемая Tetris-игра для Mac OS X и Windows. Tetris также доступен как приложение для iPhone и IPod.

Как можно было ожидать, Tetris имеет огромное сообщество фанов. Его приверженцы создают фан-сайты, поддерживать связь между собой через страничку Tetris на Facebook и по-прежнему продолжают писать А.Пажитнову восхищенные письма, хотя и не так много, как раньше, ведь сегодня люди пишут не так много бумажных писем.

Ну, а что касается самой «серебряной» годовщины Тетриса, то А.Пажитнов и Х.Роджерс не собираются отмечать ее торжественно и с помпой. Так, просто отметят за ужином в ресторане за бокалом шампанского.