МТС: кризис ни по чем

Оператор МТС объявил консолидированные финансовые и операционные результаты за первый квартал 2009 года, закончившийся 31 марта 2009 года. Они показывают, что компании удается преодолевать кризисные явления в экономике. Выручка сократилась лишь в Украине.

mts01


В первую очередь на доходы повлияло резкое изменение курса доллара. Так, консолидированная выручка группы, номинированная в долларах, снизилась на 24,0% в годовом исчислении до $1,809 миллиарда из-за девальвации национальных валют, сезонных факторов. Однако, выручка, номинированная в национальных валютах, в России в первом квартале 2009 года выросла на 7,5% в годовом исчислении до 46,86 миллиарда рублей, в Узбекистане – на 28,1%, в Туркменистане – на 69,7%, в Армении — на 5%. И лишь в Украине в первом квартале 2009 года выручка сократилась на 9,3% до 1,9 миллиарда гривен.

Консолидированный показатель OIBDA Группы, номинированный в долларах, снизился на 29,3% по сравнению с 1 кварталом 2008 года до $831,5 миллиона (маржа OIBDA составила 46,0%) из-за девальвации национальных валют, а также вследствие существенных инвестиций на создание монобрендовой розничной сети. Так, было заключено соглашение о переходе группы топ-менеджеров «Связного» на работу в МТС в качестве управленческой команды монобрендовой сети салонов связи МТС.
Консолидированная чистый убыток, номинированный в долларах, составил $57,7 миллиона из-за курсовой разницы по номинированному в долларах долгу (без учета курсовой разницы чистая прибыль составила бы $404,7 миллиона).

Однако, опережающими темпами росли доходы от неголосовых услуг. Так, в России рост в годовом исчислении составил 22%, в Украине — 42%, в Узбекистане 39,7%, в Туркменистане — 97%, в Армении – 35,2%. Так что, как видим, украинское подразделение активнее других развивает именно это направление. «Доля доходов от VAS-услуг в общем доходе компании постоянно росла на протяжении всего прошлого года, и к 4-му кварталу, как нам казалось, она достигла максимального значения – порядка 19%. Но нет предела совершенству и росту – в 1 квартале текущего года мы перевалили отметку 20%. С моей точки зрения, это очень хороший результат», — говорит генеральный директор МТС-Украина Андрей Дубовсков.

Их значимых событий 1 кв. 2009 года стоит отметить приобретение розничной сети «Телефон.Ру», запуск сети 3G в Армении, приобретение сети салонов связи «Эльдорадо», размещение четвертого рублевого облигационного займа на 15 миллиардов рублей. Также было проведено успешное рефинансирование части долговых обязательств в размере $630 миллионов по синдицированному кредиту на общую сумму $1,33 миллиарда. Еще совет директоров рекомендовал выплату дивидендов за 2008 год в размере 39,40 миллиарда рублей ($1,158 миллиарда) или 20,15 рубля на одну обыкновенную акцию ($2,96 на одну ADR), или 60% от чистой прибыли за 2008 год по ОПБУ США.

«Несмотря на нестабильную макроэкономическую ситуацию в России и странах СНГ, МТС продемонстрировала рост выручки в годовом исчислении в национальных валютах на всех рынках Группы, за исключением Украины, где динамика развития соответствовала рыночной ситуации. Влияние курсовых изменений на результаты компании привело к снижению основных финансовых показателей, номинированных в долларах, но устойчивое финансовое положение компании позволяет нам продолжать реализацию намеченной стратегии развития нашего бизнеса. Мы нацелены на сохранение и преумножение лояльной абонентской базы посредством продуманной тарифной политики и стимулирования потребления неголосовых услуг связи», — отметил президент ОАО «МТС» Михаил Шамолин.

«Инвестиции в строительство собственной розничной сети и в развитие сетей следующего поколения, хоть и несколько снижают маржинальность нашего бизнеса, но закладывают прочный фундамент для эффективного развития в будущем. При этом финансовая устойчивость компании остается для нас основным приоритетом, поскольку позволяет МТС привлекать дополнительное финансирование – например, в рамках выпуска рублевых облигаций и привлечения синдицированного займа в 2009г. Поэтому мы имеем возможность создавать дополнительную стоимость для наших акционеров и выплатить дивиденды на уровне 60% от чистой прибыли по итогам 2008 года»,- добавил он.

В первом квартале 2009 года капитальные вложения МТС в основные средства составили $548 миллионов, в том числе в России – $328 миллионов, в Украине – $133 миллиона, в Узбекистане – $72 миллиона, в Туркменистане – $10 миллионов и $5 миллионов в Армении.

Затраты на приобретение нематериальных активов в первом квартале 2009 года составили $98 миллионов, в том числе в России — $67 миллионов, в Украине — $13 миллионов, в Узбекистане — $16 миллионов, в Туркменистане – $1 миллион, в Армении — $1 миллион.

По состоянию на 31 марта 2009 года общий долг компании составил $4,0 миллиарда. В результате соотношение общего долга к LTM OIBDA составило 0,8. Чистый долг компании на конец первого квартала 2009 года составил $3,0 миллиарда, отношение чистого долга к LTM OIBDA составило 0,6.

Во всех странах присутствия, кроме Украины, росла абонентская база МТС. Так, в целом она выросла в первом квартале 2009 года на 1 миллион пользователей, в том числе в России — на 0,5 миллиона абонентов, в Беларуси — на 93 тысячи, в Узбекистане — на 0,3 миллиона, в Туркменистане — на 197 тысяч и в Армении — на 32 тысячи абонентов. В Украине же абонентская база оператора уменьшилась на 179 тысяч абонентов. Соответственно, и доля на украинском рынке мобильной связи снизилась с 33 до 32%. Хотя компания здесь прилагает максимум усилий — удерживает внутрисетевые нулевые тарифы, и, как сказано выше, увеличивает доходность неголосовых услуг. В то же время МТС сохранила лидирующие позиции на большинстве рынков присутствия компании: 51% в Беларуси, 46% в Узбекистане, 87% в Туркменистане и 81% в Армении. В России она cохранилась на уровне 34%.

Подключения новых абонентов по препейд-тарифам МТС в первом квартале составили 86% от общего количества подключений МТС в России и 98% – в Украине. По состоянию на конец первого квартала 2009 года по препейд-тарифам обслуживались 86% абонентов МТС в России и 92% абонентов на Украине.

Несмотря на непростые условия, генеральный директор МТС-Украина положительно оценивает результаты 1-го квартала. «Мы очень позитивно оцениваем все результаты 1-го квартала. Потребление растет, у нас очень хороший показатель MOU. Растет лояльность абонентской базы. Мы, правда, немножко ее подсократили, следуя общей для рынка тенденции сокращения проникновения мобильной связи, но в контексте общих тенденций это очень незначительное изменение», — отметил он.

Ключевым факторов роста дополнительных услуг Андрей Дубовсков считает развитие 3G-сети CDMA. «У нас — хорошо развитая сеть «МТС Коннект 3G» в стандарте CDMA, этой сетью покрыто более, чем 150 городов. Мы практически вынужденно отказались от всех стимулирующих акций по подключению, таких, как снижение цены модемов и пр., потому что понимаем, что спрос велик и стабилен. Считаю, что мы вполне можем быть в недалеком будущем оператором №1 по CDMA в Украине», — отмечает Дубовсков.