МТС, Beeline и Мегафон втянуты в судебные разбирательства из-за iPhone 3G

Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) «Общественный контроль» подает в суд на крупнейшие российские операторы (МТС, Билайн, Мегафон), реализующие iPhone 3G. Организация усматривает массовые нарушения прав потребителей со стороны сотовых операторов, допускаемые при продаже аппарата.

ОЗПП полагает, что вышеназванные операторы вводили потребителей в заблуждение, в том числе, используя недостоверную рекламу. Попутно ОЗПП выразила свое возмущение компанией Apple, которая настолько пренебрежительно относится к российским пользователям, что даже не стала открывать своего представительства в России, не говоря уже о таких мелочах, как снабжение iPhone 3G адекватно переведенными инструкциями. Однако, удивляться не приходится, поскольку только в Европе каждый третий купленный iPhone 3G, был возвращен обратно. Очевидно, приняв это во внимание, Apple решила, что дешевле будет и вовсе не открывать представительство в России — не будет возможности подать на компанию в суд.

Инструкция не только не объясняет покупателю, как пользоваться телефоном, но и вообще, скорее вводит в заблуждение, поскольку ее указания непонятны и противоречивы. На коробке и в технической документации телефона не указана на русском языке страна-изготовитель.

МТС выдает гарантийный талон при покупке iPhone 3G, который непонятно на каком основании будет считаться недействительным, если покупатель предъявит его без кассвого чека. Это является прямым нарушением Закона РФ «О защите прав потребителей», в п.5. статьи 18 которого сказано: «Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований».

Помимо этого, ОЗПП отмечает, что iPhone 3G отличается довольно слабыми динамиками. В основном, потребители имеют претензии именно к качеству динамиков, сообщает ITnews.

Правда, есть еще одна неприятная «мелочь» — телефон идет в продажу без диска с необходимым ПО, таким образом, его нужно специально скачивать из Интернета, используя стационарное подключение к сети. Только загрузив программное обеспечение, аппаратом iPhone 3G можно пользоваться. Так что, пользователи, купившие iPhone 3G и не имеющие стационарного доступа в Интернет, могут поздравить себя с абсолютно бесполезной покупкой, поскольку без ПО телефон работать не будет. А России (как впрочем и Украине) пока далеко до повсеместного распространения Интернета. МТС же совершенно не озаботился этой проблемой, и в салонах оператора, по крайней мере, в глубинке, настройкой iPhone 3G не занимаются.

Кроме того, ОЗПП возмущен тем, в МТС можно приобрести iPhone 3G за 5990 рублей ($179) только при условии покупки тарифного плана на сумму от 17010 рублей ($509). Если же абонент вздумает отказаться от неизрасхованного трафика, стоимость телефона вырастает на ту же сумму, которая требовалась для тарифного плана. Это противоречит Закону РФ «О защите прав потребителей», который запрещает продажу товаров и услуг «в нагрузку» (ст.16 Закона):

«Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.
Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг)».

Это может иметь далеко идущие последствия. Если ОЗПП удастся выиграть дело в суде, любой покупатель, пожелавший вернуть iPhone 3G либо неизрасходованный трафик сотовому оператору, сможет это сделать, предъявив доказательства произведенной покупки.