Дешевые нетбуки вдохновляют на появление беспроводных гаджетов

С появлением нетбуков по цене $99 беспроводные операторы видят большие возможности в дешевых мобильных сетевых устройствах. На сегодня беспроводные устройства, в том числе нетбуки, просто наводнили рынок. Они продаются в значительной степени с поражающим дисконтом почти всеми беспроводными операторами, которые идут на это лишь бы выиграть битву за клиентов в период экономического спада.На прошлой неделе компания AT & T Wireless подтвердила, что реализует со скидкой две модели нетбуков производства компаний Dell и Acer всего за US$99 за единицу, при условии, что клиенты подпишут 2-годичный контракт на оказание услуг по $ 60 в месяц.

Представитель компании AT & T заявил, что любой оператор, в конечном итоге, хочет продавать все виды встроенных беспроводных устройств, которые будут работать в его сетях, в том числе электронные книги, беспроводные камеры, автомобильные навигационные устройства.

«Мы говорим о беспроводных устройствах любого рода, даже об устройствах пересылки данных от машины к машине без участия человека» — объяснил представитель компании Марк Сигель (Mark Siegel). «В нетбуках, безусловно, сокрыты огромные возможности, а ведь это только начало».

М.Зигель уклонился от ответа, в какой степени продажи нетбуков субсидируются AT & T, аргументируя это тем, что производители сами устанавливают цены, которые будут платить клиенты AT & T. Однако большинство нетбуков продаются сегодня от $350 до $600.

Сеть магазинов Radio Shack Corp. начала предлагать нетбук Acer Aspire Один еще в середине декабря за $100, но с требованием обязательного заключения вышеупомянутого 2-годичного контракта с AT & T с ежемесячной абонентской платой $60. В то время Aspire One в других магазинах продавался за $500. Однако при абонплате в $60 в месяц за сервис передачи данных пользователи, в итоге, заплатят $1440 в течение двух лет в дополнение к $100 за сам нетбук.

«Мы учимся, как и все остальные, относительно цен, и должны выяснить, какие ценовые модели имеют смысл», говорит М.Зигель. «Это будет ситуативное решение».

Однако один из топ-менеджеров AT & T сообщил о том, что компания рада привлечь потребителей низким уровнем стоимости устройства, которое она субсидирует, потому что такая стратегия помогает ей построить клиентскую базу за свои услуги.

«Сейчас экономика предоставляет нам грандиозные возможности. Мы готовы вкладывать средства, чтобы заполучить клиентов, и мы удовлетворены маржой, которую мы собираемся получить на этих нетбуках при вышеупомянутых условиях» — подчеркнул М.Зигель

Компания Verizon Wireless сообщила, что предлагает скидку в $200 на нетбук Sony Vaio для клиентов, которые приобретают 2-годичный контракт на обслуживание; при этом скидка предоставляется в виде дебетовой карточки. Устройство серии С на вебсайте Sony, как правило, продается за $900.

Аналитики отмечают, что операторы, которые субсидируют девайсы, должны платить в кратчайшие сроки, а отдачу получают в долгосрочной перспективе. А при нынешней неустойчивой экономике операторы здорово рискуют. Таково мнение, например, Кевина Бэрдена (Kevin Burden), аналитика исследовательской фирмы ABI в Нью-Йорке.

«Мы скоро увидим гораздо больше субсидий и скидок у всех операторов, которые к тому же еще и расширят ассортимент устройств», — полагает К.Бэрден. «Рост субсидий — причем в значительной степени — неминуем, поскольку операторы всегда «наваривают» больше денег на стоимости беспроводных услуг, а устройства используют лишь для привлечения клиентов».

Популярность iPhone 3G в связке с сервисом AT & T показывает, что люди готовы платить за контракт на обслуживание на протяжении всего периода за популярный девайс. И такая психология работает. AT & T субсидирует iPhone 3G, в результате чего его розничная стоимость снизилась до $199, но зато у компании много клиентов с контрактом на два года. При этом за сервис передачи данных взимается $30 в месяц, в то время как голосовые услуги могут достигать $100 в месяц.

Джек Голд (Jack Gold), аналитик компании J.Gold Associates LLC в Норсборо (Массачусетс), говорит, что все операторы будут продолжать практиковать субсидии, потому что они хотят заполнить свои сети, как можно полнее.

Однако Дж.Голд убежден, что потребителям следует быть осторожными. Если пользователь начинает загрузку фильмов на нетбуке и превышает свой ежемесячный лимит, то «сверхурочные» могут быть весьма обременительными. Кроме того, операторы, возможно, не захотят, чтобы их сети заполнялись трафиком подобного рода.

Дж.Голд также не уверен к какой категории следует отнести нетбуки: еще не ясно, будут ли они использоваться в качестве замены для ноутбуков или относиться к категории своеобразных игрушек.

И даже «если это больше игрушка, а не замена лэптопа, двухлетний контракт все равно неизбежен», считает Дж.Голд.