Кризис ускорит рост е-ритейла

0
1 128 views

Розничный сектор, стремительно развивавшийся последние годы, сейчас испытывает серьезные проблемы. Нестабильный курс национальной денежной единицы, инфляция и снижение уровня доходов населения привело к резкому падению оборотов этого сегмента.

Тот факт, что арендная плата во многих торговых центрах осталась практически на прежнем уровне, обусловил убыточность значительной части небольших розничных магазинов. Немаловажную роль сыграло и освоение отечественного рынка глобальными розничными сетями (“Ашан”, “Метро” и другие). Многие торговые точки просто не выдерживает конкуренции с международными ритейловыми гигантами и сворачивают свой бизнес.

Курс движения – в онлайн

В нынешних экономических условиях для большинства торговых компаний единственным выходом остается изменение маркетинговой стратегии в направлении электронных продаж. По оценкам украинских дистрибуторов в 1-й половине 2008 года через Интернет продавалось до 10% крупной бытовой техники, около 12—15% ноутбуков и до 30% цифровой зеркальной фототехники и мобильных телефонов от общего объема сбыта через розничные каналы. По прогнозам многих экспертов, в грядущие год-два доля онлайн-продаж по многим категориям товаров увеличится еще больше.

Джефф Безос, учредитель и владелец одного из крупнейших в мире интернет-магазинов Amazone.com, в своих воспоминаниях, шутя, заметил, что если бы после каждой встречи с потенциальным инвестором, который ему отказал, он откладывал четверть доллара, то стал бы миллионером гораздо раньше. Сегодня же годовой оборот компании Amazon достигает нескольких миллиардов долларов. “Если вы собираетесь выгодно инвестировать в онлайн, то у вас должны быть далеко идущие планы. Если же вы птица другого полета, то пусть интернет-торговля занимает лишь малую часть вашего инвестиционного портфеля”, – отметил он.

В сравнении с Amazone объемы сбыта украинских электронных магазинов пока что гораздо скромнее. Точной статистики на сегодняшний день не существует, но, по оценкам экспертов, суммарный объем продаж через онлайн-магазины в Украине был ограничен в 2008 году несколькими десятками миллионов долларов. Тем не менее, этот вид бизнеса стремительно развивается. Ведь в интернет-торговле путь товара к покупателю максимально упрощен: для магазина с виртуальными витринами не нужно арендовать торговое помещение, нанимать большой штат продавцов, не всегда нужно организовывать даже склад. Таким образом, к достоинствам электронной торговли можно отнести: небольшой объем начальных затрат, быстрый старт бизнеса, низкий уровень рисков.

Считается, что электронная коммерция начинает бурно развиваться, когда число интернет-пользователей превышает 10% от населения страны. Украина этот порог уже перешагнула. Онлайн-торговля в Украине находится на “двойной волне”: растет число пользователей Интернета и одновременно с ними — число клиентов веб-магазинов. При этом конкуренция между операторами рынка еще не настолько высока, как на Западе.

Бизнес с низкого старта

Для запуска электронного магазина необходимы удобная и понятная в навигации веб-витрина с заполненной информацией о товарах и ценах, доменное имя (желательно броское и запоминающееся) и система управления контентом. Интернет-коммерция в Украине пребывает на такой стадии развитии, что обязательно понадобится телефонная связь и офис для менеджеров по продажам, поскольку отечественные потребители привыкли делать заказы по телефону и расплачиваться наличными. В то же время на Западе для оплаты купленных в онлайн-магазине товаров обычно применяется электронная оплата, а сам заказ делается через веб-сайт. К слову, даже доставка товаров в западных странах осуществляется в основном по почте, а не с помощью курьеров. Для крупного и раскрученного Е-магазина понадобится также склад, хотя на первых порах, пока число заказов не превышает 10-15 в день, вполне можно обойтись и без него. Однако эти тонкости мы оставим за рамками данного материала, а основное внимание уделим “сетевым” особенностям организации торговой онлайн-точки.

Типовой сайт для веб-магазина, то есть веб-витрину, можно заказать всего за 200-700 долл. Впрочем, если вы захотите впоследствии изменить дизайн и структуру сайта, это не составит труда. А вот где важно не ошибиться еще до запуска торговой точки в Сети, так это в регистрации доменного имени и выборе “правильного” хостинга. Доменное имя — это своеобразная вывеска, бренд вашего бизнеса, и если его зарегистрировать некорректно, можно нивелировать все усилия, вложенные в “раскрутку” магазина.

Не секрет, что размещение веб-сайта на домашнем ПК – решение далеко не лучшее и не дешевое, ведь обеспечить в домашних условиях круглосуточную доступность и высокую производительность очень непросто. Добавим сюда необходимость внешнего статического IP-адреса и оплату трафика – и решение этой задачи будет не только трудным в выполнении, но и довольно дорогостоящим. Гораздо оптимальнее выбрать хостинг у внешнего провайдера, в пакет услуг которого входит безлимитный трафик, обеспечение бесперебойной доступности сайта благодаря резервным серверам и каналам, другие дополнительные сервисы. Хостинг-провайдеров в Украине достаточно много, однако далеко не все из них способны обеспечить услугу нужного е-магазину качества. Выбирать следует из серьезных хостеров, рыночная стабильность и надежность сервисов которых проверена временем. Лидеров мы приводим в таблице. Для начинающего веб-магазина будет достаточно несколько десятков мегабайтов дискового пространства на сервере, для продвинутого с большим каталогом товаров – около одного гигабайта. Стоимость размещения сайта на площадке провайдера составляет несколько сотен гривен в год.

При покупке хостинга многие провайдеры регистрируют доменное имя бесплатно. Стоит также заметить, что хороший хостинг-провайдер должен обеспечивать круглосуточную поддержку по email и по телефону. Хорошим плюсом будет возможность использования FTP-доступа для публикации прайс-листов.

Интересным сервисом является возможность использования за определенную арендную плату уже полностью готового типового интернет-магазина, размещенного на хостинговой площадке провайдера. Заказчику не придется заказывать дизайн сайта или разбираться в тонкостях работы системы управления ресурсом. Достаточно заполнить магазин товарами и начинать свой бизнес. Минимальный срок заключения контракта на аренду онлайн-магазина составляет 1 месяц. Это достаточно интересное предложение для тех, кто хочет попробовать себя в электронном бизнесе, однако еще не принял окончательного решения о миграции в онлайн-сегмент.

Билет в одну сторону

Нельзя исключить, что после окончания кризиса часть веб-магазинов снова мигрирует к традиционной рознице. С другой стороны, те компании, которые уже преуспели в сетевой торговле и раскрутили свой интернет-бренд, вряд ли когда либо покинут онлайн-сегмент. В качестве заключения здесь можно привести комментарий все того же Джеффа Безоса. Так, на вопрос журнала BusinessWeek о том, когда наконец состоится открытие оффлайн-супермаркетов Amazon, он ответил: “Я не знаю, как вести такой вид бизнеса. Моя сфера компетенции — это Интернет. Кроме нас, здесь еще никто не научился продавать как следует. И со временем дистанция между нами и конкурентами будет расти все более”.

Экспертное мнение

Александр Ольшанский, член правления Интернет-ассоциации Украины

О доменном имени для интернет-магазина

Если открывая интернет-магазин, его владелец планирует вложить значительные средства в раскрутку проекта и занять хорошую часть рынка, ему следует регистрировать торговую марку и домен верхнего уровня .UA. В данном случае, на мой взгляд, никакой альтернативы быть не может. Во-первых, если интернет-магазин будет иметь хоть какое-нибудь развитие, то торговая марка в любом случае ему не помешает. А во-вторых, согласно последним законодательным изменениям в этой сфере (поправки к Закону Украины “Об охране прав на знаки для товаров и услуг” от 10.04.2008) владельцы торговой марки гипотетически могут претендовать на одноименные домены любого уровня. То есть владелец name.ua может претендовать на домены name.com.ua, name.net.ua и т. д. И хотя прецедентов пока не было, это не означает, что их не будет в будущем.

Так, если вы зарегистрируете для интернет-магазина домен com.ua, не имея торговой марки, то не факт, что его у вас не отберут. Механизм, который по сути запустили вышеупомянутые изменения в законодательстве, потенциально “рейдерский” и очень нехороший. Но если у вас есть торговая марка, то вы изначально находитесь в паритетных отношениях с претендентом на ваш домен и поэтому “захват” ему не грозит, тем более при условии, что вы используете его давно. Но если у вас торговой марки нет, а у претендента на ваш домен – есть (или если ему удастся доказать, что его торговая марка широко известна), то чем закончатся судебные тяжбы для вашего домена предсказать сложно.

Впрочем, на мой взгляд, для любого серьезного проекта точно нужен домен верхнего уровня .UA. Например, если бы проект imena.ua имел домен imena.com.ua, а кто-нибудь из его конкурентов зарегистрировал бы imena.ua — он бы получил половину их аудитории, хотя в раскрутку бренда Imena.UA вложено сотни тысяч долларов.

Кроме того за регистрацией такого домена лучше идти к надежному и стабильному регистратору, потому что стоимость регистрации домена по сравнению с реальной стоимостью “раскрученного” в Сети бренда интернет-магазина ничтожно мала. А надежный регистратор — это гарантии того, что вы свой домен “не потеряете”.

О хостинге для интернет-магазина

Для размещения в Интернет электронному магазину нужен как минимум виртуально выделенный сервер, а лучше — физический (colocation), и еще предпочтительнее — в аренду (dedicated). Никакое виртуальное решение не может конкурировать с физическим сервером в вопросе обеспечения безопасности, что крайне важно для электронных магазинов. Виртуальный хостинг по сути своей не может обеспечить ту степень безопасности, которую может обеспечить выделенный сервер. Соответсвенно, владельцу интернет-магазина следует искать хостинг-провайдера, который предоставляет в аренду сервера и обязательно с обслуживанием и инсталляцией оперционной системы. Таких компаний немного, но их много и не нужно.

Вообще для любого серьезного проекта, взаимодействующего с Интернетом, ничего лучше выделенного сервера нет, и стоит он не слишком дорого, и тем более, если на карту поставлена безопасность проекта. Причем, любой информационный сайт не будет так критичен к взлому, как, например, интернет-магазин, в котором есть база данных клиентов, их контакты и предпочтения, что является очень конфиденциальной информацией.

Основные украинские хостинг-провайдеры

Компания Веб-сайт
HostPro hostpro.ua
MiroHost/ Imena.ua mirohost.net
BestHosting besthosting.ua
Freehost freehost.com.ua

согласно рейтингу www.hostspider.net.ua

© ITnews